Як-38

     Оглавление

Экранопланы

Як-141

Наиболее совершенный из семейства самолетов ОКБ Яковлева - Як-141 (фиг. 1-2), разрабатывался как сверхзвуковой, многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки. Предполагалось, что Як-141 будет базироваться на Больших противолодочных авианесущих крейсерах проекта 1143.1"Киев" [83], "Минск" (1143.2), "Новороссийск" (1143.3), "Горшков" (1143.4) и на ударных авианесущих крейсерах типа  "Адмирал Флота Кузнецов" (проект 1143.5, - бывший "Тбилиси" и "Брежнев").

Впервые Як-141 был показан на 39-м авиакосмическом салоне в Ле Бурже 15 июня 1991 года. При вертикальном взлете снаряженный Як-141 имеет массу 15,8 т, что меньше массы МиГ-29 (16,7) и почти вдвое меньше взлетной массы Су-27 (30 т).

Як-141 оснащен подъёмно-маршевым ТРДДФ Р-97 Московского НПО "Союз" с форсированной тягой 15500 кгс (152.0 кН) и двумя подъёмными ТРД РД-41 Рыбинского КБМ с тягой 4260 кгс. Существует в проекте модификация Як-141М с тягой основного двигателя 17500 кгс, которая по­зволяет увеличить запаса топлива до 6000 кг с возрастанием максимальной массы самолета при взлете с разбегом до 21 500 кг.

Суммарная мощность тяги всех двигателей Як-141 составляет 5500+2х4260= 24020 кгс, а самолетов МиГ-29 и Су-27, соответственно, - 18800 и 27200 кгс. В пересчете на килограмм взлетного веса мощность двигателей Як-141 в 1,5 раза превосходит тяговооруженность самоле­тов Су и МиГ, однако по летно-техническим характеристикам Як-141 безнадежно уступает всем обычным истребителям и может конкурировать лишь с СВВП "Харриер", серийный выпуск которого фирма «Хоукер Сиддли» начала в 1966 году [148].

В нижеследующей таблице представлено сравнение тактико-технических характе­ристик Як-141 с ТТХ основных истребителей ВВС РФ по данным журнала "Авиапанорама" (6-1997):

Таблица

Сравнительная характеристика тактико-технических показателей

СВВП Як-141 и обычных истребителей аналогичного назначения

Наименование показателя
Един.
измер.
Величина

Як-141

МиГ-29

Су-27

Максимальная масса при взлете

т

15,8

16,7

30,0

Вес пустого

"

11,6

10,8

16,0

Вес вооружения на подвеске

"

1,0

4,5

6,0

Мощность тяги двигателей, взлетная

кгс

24020

18800

27200

Тяговооруженность

кгс/кг

1,52

1,12

0,91

Максимальная скорость полета

км/час

1800

2300

2500

Перегоночная дальность полета

км

1400

2600

3900

Радиус боевого применения

"

300

800

св. 1000

Потолок

"

15

18,0

18,5

Приведенный в таблице показатель дальности полета Як-141 относится к интервалу высот 10-12 км; на малых высотах дальность его полета без груза составляет 650 км и, следовательно, радиус боевого применения этого самолета не превышает 300 км. Столь низкий показатель озна­чает, что Як-141 не может защищать корабль, на котором он базируется, поскольку дальность действия крылатых ракет "воздух-корабль" превышала 300 км еще в начале 60-х годов прошлого века (ракета К-10 "Кельт" на Ту-16, Х-22 "Кингфиш" на Ту-22, РВВ-АЕ на МиГ-31 и др.).

Ныне КР такой дальности (например, AGM-84H SLAM-ER, AIM-120С [116], вооружены истребители F/A-18E/F, F-22, а в ближайшей перспективе эти самолеты будут нести гиперзвуковые (6М) ракеты ARRMD с дальностью 1200 км [66].  Ракетами DASA/Бофорс (Швеция) KEPD 350 "Таурус", способными поражать наземные и морские цели на дальности 350 км оснащается ударный вариант германского EF2000. Истребители JSF (Lockheed-Martin F-35) также могут нести под крылом тактические крылатые ракеты JASSM (стартовая масса 1000-1200 кг, дальность - 400-450 км).

Обращает на себя внимание большой расход топлива Як-141 при взлете: если дальность полета при вертикальном взлете составляет 650 км, то после разбега – 1010 км. Разница составляет 1010-650=360 км, или 35,6% от 1010 км; т.е. один только вертикальный взлет опустошает топ­ливные баки самолета более чем на треть их емкости.

При вертикальном взлете Як-141 полезная нагрузка уменьшается на 2 т, радиус боевого применения также сокращается в полтора-два раза, а время барражирования в зоне возможных боевых действий - более чем втрое.

Таким образом, цена приобретения самолетом способности взлетать и садиться вертикально оказывается высокой до такой степени, что Як-141 теряет основания именоваться истребителем, переходя в категорию безусловно истребляемых при любой обстановке воздушного боя.

По мнению директора ГосНИИАС (цитата):

"…как показал опыт разработки истребителя …Як-141, по своим летным характеристикам он будет значительно уступать обычному истребителю равной размерности, имея при этом значительно большую стоимость. Поэтому появление в составе российских ВВС самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой в обозримом будущем вряд ли возможно (хотя исследования в этом направлении следует продолжать)…" [92].

Заявляемый способ свободен от описан­ных выше недостатков и может применяться не только новыми машинами соответствую­щей конструкции, но и самолетами серийно выпускаемых типов, при этом модернизированный самолет не потеряет ни одной из прису­щих ему положительных летных и тактико-технических характеристик.

Вперед

 

Сайт создан в системе uCoz