Наиболее совершенный из семейства самолетов ОКБ Яковлева - Як-141 (фиг. 1-2), разрабатывался как сверхзвуковой, многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки. Предполагалось, что Як-141 будет базироваться на Больших противолодочных авианесущих крейсерах проекта 1143.1 – "Киев" [83], "Минск" (1143.2), "Новороссийск" (1143.3), "Горшков" (1143.4) и на ударных авианесущих крейсерах типа "Адмирал Флота Кузнецов" (проект 1143.5, - бывший "Тбилиси" и "Брежнев").
Впервые Як-141 был показан на 39-м авиакосмическом салоне в Ле Бурже 15 июня 1991 года. При вертикальном взлете снаряженный Як-141 имеет массу 15,8 т, что меньше массы МиГ-29 (16,7) и почти вдвое меньше взлетной массы Су-27 (30 т).
Як-141 оснащен
подъёмно-маршевым ТРДДФ Р-97 Московского НПО "Союз" с форсированной
тягой 15500 кгс (152.0 кН) и двумя подъёмными ТРД РД-41 Рыбинского
КБМ с тягой 4260 кгс. Существует в проекте модификация Як-141М с тягой основного
двигателя 17500 кгс, которая позволяет увеличить запаса топлива до 6000 кг с
возрастанием максимальной массы самолета при взлете с разбегом до 21 500 кг.
Суммарная мощность тяги всех двигателей Як-141 составляет 5500+2х4260= 24020 кгс, а самолетов МиГ-29 и Су-27, соответственно, - 18800 и 27200 кгс. В пересчете на килограмм взлетного веса мощность двигателей Як-141 в 1,5 раза превосходит тяговооруженность самолетов Су и МиГ, однако по летно-техническим характеристикам Як-141 безнадежно уступает всем обычным истребителям и может конкурировать лишь с СВВП "Харриер", серийный выпуск которого фирма «Хоукер Сиддли» начала в 1966 году [148].
В нижеследующей таблице
представлено сравнение тактико-технических характеристик Як-141 с ТТХ основных
истребителей ВВС РФ по данным журнала "Авиапанорама" (6-1997):
Таблица
СВВП Як-141 и обычных истребителей аналогичного назначения
Наименование показателя
|
Един.
измер.
|
Величина
|
||
Як-141 |
МиГ-29 |
Су-27 |
||
Максимальная масса при взлете |
т
|
15,8 |
16,7 |
30,0 |
Вес пустого |
" |
11,6 |
10,8 |
16,0 |
Вес вооружения на подвеске |
" |
1,0 |
4,5 |
6,0 |
Мощность тяги двигателей, взлетная |
кгс |
24020 |
18800 |
27200 |
Тяговооруженность |
кгс/кг |
1,52 |
1,12 |
0,91 |
Максимальная скорость полета |
км/час |
1800 |
2300 |
2500 |
Перегоночная дальность полета |
км |
1400 |
2600 |
3900 |
Радиус боевого применения |
" |
300 |
800 |
св. 1000 |
Потолок |
" |
15 |
18,0 |
18,5 |
Приведенный в таблице показатель дальности полета Як-141 относится к интервалу высот 10-12 км; на малых высотах дальность его полета без груза составляет 650 км и, следовательно, радиус боевого применения этого самолета не превышает 300 км. Столь низкий показатель означает, что Як-141 не может защищать корабль, на котором он базируется, поскольку дальность действия крылатых ракет "воздух-корабль" превышала 300 км еще в начале 60-х годов прошлого века (ракета К-10 "Кельт" на Ту-16, Х-22 "Кингфиш" на Ту-22, РВВ-АЕ на МиГ-31 и др.).
Ныне КР такой дальности (например, AGM-84H SLAM-ER, AIM-120С [116], вооружены истребители F/A-18E/F, F-22, а в ближайшей перспективе эти самолеты будут нести гиперзвуковые (6М) ракеты ARRMD с дальностью 1200 км [66]. Ракетами DASA/Бофорс (Швеция) KEPD 350 "Таурус", способными поражать наземные и морские цели на дальности 350 км оснащается ударный вариант германского EF2000. Истребители JSF (Lockheed-Martin F-35) также могут нести под крылом тактические крылатые ракеты JASSM (стартовая масса 1000-1200 кг, дальность - 400-450 км).
Обращает на себя внимание большой расход топлива Як-141 при взлете: если дальность полета при вертикальном взлете составляет 650 км, то после разбега – 1010 км. Разница составляет 1010-650=360 км, или 35,6% от 1010 км; т.е. один только вертикальный взлет опустошает топливные баки самолета более чем на треть их емкости.
При вертикальном взлете Як-141 полезная нагрузка уменьшается на 2
т, радиус боевого применения также сокращается в полтора-два раза, а время
барражирования в зоне возможных боевых действий - более чем втрое.
Таким
образом, цена приобретения самолетом способности взлетать и садиться
вертикально оказывается высокой до такой степени, что Як-141 теряет основания
именоваться истребителем, переходя в категорию безусловно истребляемых
при любой обстановке воздушного боя.
По мнению директора
ГосНИИАС (цитата):
"…как
показал опыт разработки истребителя …Як-141, по своим летным характеристикам он
будет значительно уступать обычному истребителю равной размерности, имея при
этом значительно большую стоимость. Поэтому появление
в составе российских ВВС самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой в
обозримом будущем вряд ли возможно (хотя исследования в этом направлении
следует продолжать)…" [92].
Заявляемый
способ свободен от описанных выше недостатков и может применяться не только
новыми машинами соответствующей конструкции, но и самолетами серийно
выпускаемых типов, при этом модернизированный самолет не потеряет ни одной из
присущих ему положительных летных и тактико-технических характеристик.