Потребители СВВП

Оглавление

Объем сбыта

14.2. Стоимость программы-аналога

Объемы предстоящих затрат на создание самолета 5-го поколения оценивают эксперты российского АВПК (цитаты):

" Цена программы создания ПАК ФА наверняка станет основным фактором в ее судьбе. Позиция официальных лиц состоит в том, что разработка машины обойдется примерно в 1,5 млрд. долл. Эта сумма представляется ничтожной на фоне расходов на истребитель пятого поколения в США. Так, на этапе демонстрации концепции (1993-2001 гг.) на исследования по JSF американцы потратили примерно 3,5 млрд. долл., полномасштабная разработка и строительство опытной серии (2002-2008 гг.) обойдется в 19 млрд. долл., общая цена программы составит 250-280 млрд. долл." [54].

"На суховской фирме обещают поднять истребитель пятого поколения в 2004-2005 гг., но считают, что средств потребуется гораздо больше - до 10 млрд. долл." [65].

"Для того чтобы производство нового самолета стало рентабельным, объем поставок должен быть не менее 500-600 машин с отпускной ценой на мировом рынке около 35-40 млн. долларов за каждую, подчеркнул Погосян" [69].

"В сфере авиационного вооружения отставание России от ведущих стран, по мнению экспертов ВВС, больше, чем на других направлениях. …Оценить стоимость создания нового комплекса вооружения для ПАК ФА решились лишь представители ИАПО, публично заявившие о необходимости инвестировать на эти цели 3 млрд. долл." [66].

"Россия на ближайшие годы может отказаться от планов создания нового боевого самолета пятого поколения. …По оценке специалистов, на создание нового самолета пятого поколения требуется около $ 10 млрд. Таких средств у государства сегодня нет" [85].

"… взлет X-32A - гораздо более опасное для отечественного авиапрома событие, чем начало серийного производства F-22A. Последний - чудовищно дорогая машина (последняя калькуляция - около 200 млн. долл. за штуку) почти исключительно для внутреннего пользования, ориентированная на победу в бою, а не на рынке. А JSF, даже с учетом постепенно сокращающегося спроса на боевую технику, будет произведен и продан, по прогнозам экспертов, в количестве как минимум 2 тыс. штук" [64].

"…Планируемая стоимость самой дешевой модели (F-35), требующей длинной полосы для взлета и посадки, - 40 млн. долларов. Сегодня требуется легкий, относительно дешевый и массовый многоцелевой самолет. Отлично понимая это, американцы и создали свой новый JSF" [18].

Таким образом, расчеты ОКБ "Сухой" (10 млрд. долл.) вряд ли учитывают стоимость БРЭО и вооружения самолета 5-го поколения (рис. 12). Но даже с учетом всех затрат по созданию планера, двигателей, авионики и вооружения, более значительных расходов потребует эксплуатация нового самолета, для боевого применения которого потребуется обеспечить соответствующую инфраструктуру и обслуживание, выстроить группировку спутников и самолетов ДРЛО (А-50), постоянно (перманентно) обновлять программное обеспечение и элементную базу БРЭО.

Вывод:

Созданию авиационного комплекса 5-го поколения должно предшествовать накопление средств за счет сбыта легкой конкурентоспособной машины. Таким самолетом может быть палубный СВВП-амфибия заявляемой конструкции по цене не более 20-25 млн. долл. Этот самолет будет превосходить F-35С (Lockheed Martin) по всем показателям ТТХ, включая критерий "эффективность/стоимость", а в недалекой перспективе легкий СВВП может занять место лидера в группе БЛА многоцелевого комплекса и тем заменить более тяжелый, уязвимый и дорогостоящий перехватчик традиционной конструкции.

Вперед

 

Сайт создан в системе uCoz