ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
СООБРАЖЕНИЯ (ТЭС)
14.1. Определение потенциального потребителя
Наиболее широкое применение заявленный способ взлета и посадки получит на недорогих легких машинах ПВО и фронтовой авиации (п. 8, 10) в качестве лидера комплекса "МАРК" (п. 11). Тяжелые многоцелевые самолеты потенциального агрессора не нуждаются в приобретении способностей вертикального взлета, поскольку аэродромы и авианосцы, на которых они базируются, обычно защищены большими расстояниями до ТВД и собственными средствами ПВО. Кроме того, ударные самолеты несут большую бомбовую нагрузку и запас топлива (10-15 т), поэтому для них энергетически более выгоден аэродинамический взлет с разбегом по ВПП.
Следовательно, заявляемый способ предназначен в первую очередь для нужд обороны, а не нападения, поэтому потребителями легких СВВП могут быть те государства, которые по причине своей отсталости или бедности оказываются не в состоянии применить свои ВВС для нападения, но могут рассчитывать на эффективное сопротивление воздушно-космической операции агрессора:
"…нужен Самолет-Партизан.
А основным качеством такого самолета должна быть Неуязвимость, которая
даст возможность эффективно выполнять истребительные функции при
превосходстве противника в воздухе. Мне видится самолет размером с МиГ-21 или
меньше. С УВТ, позволяющим избавиться от вертикального
киля - для уменьшения ЭПР. С широким применением технологий малозаметности. С
широчайшим применением композитов - для уменьшения веса и ЭПР. Вооружение:
пушка и одна-две ракеты типа РВВ-АЕ или Р-73Э.
Самолет-Партизан должен быть в состоянии по командам с земли выходить на цель,
скажем, группу истребителей-бомбардировщиков и, минуя истребительное
сопровождение, атаковать их" [100].
В современных условиях вооруженной борьбы эффективным следует считать такое сопротивление, какое сопровождается неприемлемым ущербом для нападающего, например, потеря им 4-5% машин на 100 боевых вылетов:
"В годы Второй мировой самым большим кошмаром американских летчиков
были бомбовые рейды на территорию Германии. Потери от каждого вылета составляли
примерно пять процентов, и после двадцати пяти миссий пилотов отправляли
обратно, в Соединенные Штаты. После войны их психологи стали считать: потери в
районе 4 процентов сбитых в одном вылете подрывают моральный дух и
боеспособность летного состава" [21].
Неприемлемый ущерб обычно влечет сворачивание наступательной операции и переход к другим способам разрешения конфликта.
Официальное руководство авиационной промышленности России придерживается той точки зрения, что современный самолет должен решать абсолютно все задачи истребительной и ударной авиации, причем на неограниченном пространстве:
"…Если F-35 предназначен, в первую очередь, для решения
ударных задач под "зонтиком", обеспечиваемым ему тяжелыми
истребителями завоевания превосходства в воздухе - F-22 "Рэптор", то
наш самолет, помимо поражения наземных целей и борьбы за завоевание господства
в воздухе, должен решать (совместно с другими средствами) и задачи обеспечения
ПВО обширных территорий Сибири и Дальнего Востока. Этот расширенный
диапазон решаемых задач не может не отразиться на размерности самолета, а также
на его летных характеристиках (скорости, маневренности, дальности). В
результате российский самолет неизбежно будет более тяжелым" [93].
Коммерческого успеха проект тяжелого ПАК ФА иметь не будет, поскольку обеспечить эффективное применение самолета 5-го поколения в условиях воздушно-космической операции могут только США, а ВВС всех других стран в случае конфликта будут только укрывать свою высокоценную технику в подземных хранилищах и, следовательно, не заинтересованы в её приобретении:
"Наиболее эффективной тактикой истребителей (и Вьетнам это
показал) как раз и является работа с аэродромов подскока. Легкие МиГ-21
прекрасно с этим справлялись. С этим справятся и МиГ-29. А вот Су-27 - нет!
Потому что требуют аэродромного покрытия. В условиях, когда практически все
стационарные аэродромы стараниями носителей КРВБ будут
превращены в горы строительного мусора, тяжелые машины с выдающимися характеристиками
могут просто оказаться прикованы к земле..." [96].
Таким образом, определение потенциального покупателя СВВП (бедная страна) накладывает жесткое ограничение на цену товарной продукции, которая, чтобы выдержать конкуренцию с перспективными F-35, Mako, Hawk-200, M346, L-159, Goshawk, Alpha Jet, Aero L159 и им подобными, не должна превышать $20 млн.
Очевидно, что к числу таких (бедных) стран-потребителей относится и Россия:
"…в России построено несколько опытных или предсерийных машин поколения «4+» - Су-35, Су-27ИБ,
Су-30КН, Су-30МКК, МиГ-29СМТ (два варианта), МиГ-29УБТ. Однако ни один
подобный самолет до сих пор не поставлен ни за рубеж, ни в ВВС РФ. … в России почти потеряны
технологии управления крупными военными программами. Если преодолеть эту
болезнь не удастся, то перспективный истребитель наши ВВС не получат никогда"
[64].
Более того, российские ВВС не только не могут приобрести новый самолет, но даже и летать на старом из-за отсутствия топлива.
Все страны мира (не исключая и США) заинтересованы в приобретении недорогой многофункциональной машины, простой в обслуживании, автономной в применении, малозаметной в воздухе и при базировании на земле, амфибийной "вертикалки" на морском ТВД и скороподъемной в ПВО, т.е. машины, гарантирующей неприемлемый ущерб противной стороне в современной воздушно-космической операции.
Вывод:
Тяжелый многоцелевой самолет 5-го поколения (рис. 12) имеет хорошие перспективы
военного применения в наступательной воздушно-космической операции и
ограниченные – в оборонительной, - в качестве дальнего перехватчика на Севере и
Дальнем Востоке Российской Федерации.
Коммерческих
перспектив тяжелый самолет не имеет.
В районах отсутствия аэродромов и на океанском ТВД функции перехватчика и разведывательно-ударного комплекса может (должен) выполнять заявляемый СВВП в сопровождении некоторого числа беспилотных бомбардировщиков (или тяжелых КР соответствующей дальности) и БЛА-истребителей – носителей КР средней и малой дальности.