Стоимомость аналога

Оглавление

Экономическая эффективность

14.3. Объем сбыта и цена единицы (цитаты)

"Общие потребности мирового рынка в самолётах типа Як-130 и МиГ-АТ оцениваются в размере не менее 800-1400 машин" [42].

 "Предполагаемая стоимость МИГ-АТ составит 12-15 млн. долларов. Потребность России в новых самолётах оценивается в 200 единиц, а мира в целом — в 1400 машин" [94].

"Лётным училищам и строевым полкам российских военно-воздушных сил требуется 200 самолетов Як-130, а потребность в них мирового рынка превышает тысячу машин" [94].

"Боевые самолеты семейства Су поставлялись в Индию, Китай, Ирак, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Германию, Сирию, Алжир, КНДР, Вьетнам, Афганистан, Йемен, Еги­пет, Ливию, Иран, Анголу, Эфиопию, Перу. Всего по экспортным контрактам в зарубежные страны постав­лено более 2000 самолетов Су" [3].

"…экспортный потенциал "Евроистребителя" на ближайшие 30 лет оценивается более чем 800 машин…" [20].

" По оценке европейского консорциума, рынок многофункциональных истребителей в ближайшие 30 лет имеет емкость 800 самолетов общей стоимостью 70 млрд. долл. "Тайфун" претендует на половину суммы… Американцы всерьез оценивают европейскую угрозу. Основная ставка в борьбе с ней делается на самый коммерчески успешный истребитель последних лет - F-16.  …И JSF, и "Тайфун", и F-16 - очень серьезные противники для российских самолетов" [67].

"Министерство обороны США официально признало, что общая стоимость самолетов F-117A с учетом всей программы (64 машины на 1990 год – Г.В.) составила $6,56 млрд., что включает $2 млрд. на разработку, $4,27 млрд. на закупку и $295,4 млн. на оборудование мест базирования и проч. Стоимость одного самолета по программе составляет $111,2 млн." [105].

"ВМС США после публичных дискуссий избрали в качестве основного палубного истребителя-бомбардировщика на ближайшие 20 лет F/A-18E/F "Супер Хорнет". В войска они начали поступать в октябре 2001 г., а всего планируется заказать более 500 машин" [66].

"…мировой рынок самолета АТ-2000 (ФРГ, DASA)  до 2020 года определен в 800 единиц… Общая стоимость программы оценивается в 1,3 млрд. долл., а стоимость одного серийного самолета – в 15 млн. долл." [20, с. 143].

"Китай нуждался в новом легком истребителе в весовой категории 10 т. ВВС НОАК также требовалась легкая, относительно простая и дешевая машина, призванная заменить несколько тысяч истребителей первого поколения МиГ-17 и МиГ-19" (там же, с. 147).

"Стоимость одного серийного самолета FC-1 (КНР) составит около 15 млн. долл. по курсу 1995 года" (там же, с. 151).

" В начале 1990-х годов в Китае развернулись работы по созданию истребителя  CAC J-10 (взлетная масса 12 т – Г.В.), по своему боевому потенциалу приближающегося к таким самолетам, как "Рафаль", EF2000 или МиГ-29М. Новая машина предназначалась для замены почти 3500 истребителей и истребителей-бомбардировщиков…" (там же, с. 153).

"…экспортный потенциал КТХ-II (пр-во Корея, взлетная масса 8,6 т.- Г.В.) только в Азиатско-Тихоокеанском регионе составляет 700-1000 самолетов. При этом стоимость одного самолета в учебно-боевом варианте должна составить 15 млн. долл. по курсу 1996 г." (там же, с. 189).

"…большинство экспертов отмечают, что Россия вряд ли в обозримое время доведет до серийного производства призванные конкурировать с "Рэптором" тяжелые истребители на базе экспериментальных машин С-37 и 1.44 (МФИ). Центр усилий постепенно смещается на самолет другого класса - легкий фронтовой истребитель - ЛФИ (другое название - легкий фронтовой самолет - ЛФС)" [65].

"…Пентагон подписал контракт с Lockheed Martin на подготовку к серийному производству истребителя F-35… Предполагается, что для Вооруженных сил США будет произведено 3000 самолетов общей стоимостью около $200 млрд. Еще столько же истребителей предполагается экспортировать. …Если цена окажется около $30 млн. за штуку, как первоначально обещали разработчики, то тогда JSF оказывается в одной ценовой нише с экспортными модификациями Су-27 - наиболее продаваемого российского истребителя. Однако уже сейчас в США оперируют оценками стоимости JSF от $40 млн. до $50 млн. В то же время кроме поставок непосредственно F-35 ситуация на рынке может резко измениться в связи с массовой распродажей по сниженным ценам штурмовиков А-10, истребителей F-16 и F/A-18, которые заменит F-35" [22].

"В конце октября Пентагон выбрал для себя легкий истребитель пятого поколения F-35 разработки фирмы Lockheed Martin, причем стоимость контракта оценивается сейчас в $280 млрд. Если российский истребитель пятого поколения не будет создан, то во втором десятилетии 21 века авиапром лишится перспектив экспорта" [23].

"В интересах США и Великобритании будет построено 3 тыс. истребителей JSF. Вместе с тем JSF должен стать основным покупаемым самолетом первой половины ХХI века. Он заменит истребители американского производства третьего и четвертого поколения (около 50% мирового парка боевой авиации). Суммарный объем выпуска JSF составит от 5 до 6 тыс. самолетов. С его появлением на рынке российские истребители четвертого поколения Су-27 и МиГ-29 станут неконкурентоспособными, что диктует максимальную концентрацию усилий по созданию в РФ принципиально нового истребителя" [24].

"Вывод, к которому приходят некоторые российские эксперты, состоит в том, что программа JSF предназначена не столько для победы в предстоящих боях, сколько для завоевания рынка.к 2008 г. первая эскадрилья достигнет оперативной готовности. За этим должно последовать массовое внедрение 3002 экземпляров JSF в войска. Из них ВВС получат 1763 машины, Корпус морской пехоты - 609, ВМС - 480. Еще 150 истребителей закупит Лондон. Примерно 2 тыс. машин планируется поставить на экспорт" [67].

"…при официальном коммерческом экспорте МиГ-29 - разброс цен от 11 до 32 млн. долл.,  среднее 23-25; Су-27 от 28 до 36 млн. долл., среднее 32 млн. долл. при себестоимости - 22-24 млн. долл. …по оценкам западных экспертов, для авиационной техники увеличение серии с 400 до 800 единиц позволяет снизить себестоимость каждого самолета на 15%, а дальнейший рост до 1200 единиц - еще на 13%" [10, 101].

Таким образом, объем экспорта СВВП заявленной пп. 8-10 конструкции при надлежащей организации проекта составит не менее 500 машин в год, что соответствует загрузке на полную мощность двух авиационных заводов РФ (например, ИАПО и КнААПО). Препятствуют экспорту авиационной техники в развитые страны невысокая репутация БРЭО и сервиса российских самолетов, а также недостаточная патентная чистота промышленных изделий:

"Отметим, что переход главной проблемы создания самолета пятого поколения из сферы аэродинамики и двигателестроения в область БРЭО крайне невыгоден для России. Наша страна явно отстает в разработке современной элементной базы и вынуждена закупать электронные комплектующие даже для самолетов поколения "4+" [65].

"Самолёты и вертолёты - это всего лишь платформы. То, что делает их боевыми машинами - это их вооружение и различные электронные системы (авионика или БРЭО), позволяющие это вооружение применить. Если же БРЭО или оружие дают сбой, пользы от ВВС не больше, чем от аэроклуба" [13].

"Благодаря невиданно высоким темпам развития электроники, цикл обновления компонентов бортового радиоэлектронного оборудования составляет всего полтора года. И это вызывает необходимость постоянного 'подтягивания' бортового оборудования до существующего технологического уровня. Согласно одному из отчетных материалов ВВС США, для реализации этого процесса по самолету F-22 предполагается в рамках общего финансирования программы ATF выделять ежегодно 50 млн. долл." [8].

"Стоимость комплекса бортового оборудования в структуре цены новейших западных военных самолетов и вертолетов уже достигает 50%. Темп роста приоритета управляющих систем в проектах пилотируемых ЛА таков, что уже при жизни нынешнего молодого поколения основой воздушной мощи развитых государств могут стать летающие роботы - беспилотные ЛА" [19].

«Российский Су-35 - всеми признанный лидер в современной мировой истребительной авиации. Машина XXI века. А в Бразилии его бьет французский Mirage-2000-5, самолет добротный, но уступающий "сушке" по ряду параметров. …Случаев, когда российские оружие и боевая техника проигрывают на международных рынках своим явно более слабым конкурентам, больше чем хотелось бы. Но проигрывают не самолеты и танки, а наши купцы от "Рособоронэкспорта", вернее сказать, сама отечественная система торговли оружием. Ее главный девиз - "продал и забыл". А покупатели предпочитают иметь дело с тем, кто не только впаривает им товар, но и гарантирует сервис. С кем можно иметь дело на долгие годы» [51].

"Первый же анализ ситуации с патентозащищенностью в области военных или двойных технологий поверг экспертов в уныние. Как сказал на одной из пресс-конференций гендиректор ФАПРИД Юрий Гайдуков, "порядка восьмисот патентов, заявителями, авторами и изобретателями которых являются российские граждане, принадлежит западным компаниям. Очень большим пакетом уникальных изобретений российских ученых владеет министерство торговли США". При этом речь идет о прорывных изобретениях, способных коренным образом влиять на мировую технологию. Так, В. Авражков из Москвы получил на свое изобретение "Прямоточный воздушно-реактивный двигатель для полетов со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями" два патента в США, а патентообладателем стала одна из ведущих в области аэронавтики фирм Франции… Антильские острова являются... мировой авиационной державой. Это государство владеет огромным количеством патентов на российские достижения в области авиации и ракетостроения" [53].

Вывод:

Объем продаж товарной продукции зависит от её качества и цены, при этом допустимы крайние оценки, - от нуля (низкое качество при высокой цене) до монопольного обладания рынком (уникальные свойства новой продукции при доступных ценах, рис. 10).

Для программы ПАК ФА равно вероятны оба исхода:

1. Выпуск нескольких самолетов для испытаний, и

2. Безраздельное господство на мировом рынке боевых самолетов.

Второе возможно при условии надежной правовой охраны отечественных изобретений и проведения эффективной инновационной политики.

Вперед

 

Сайт создан в системе uCoz