14.3. Объем сбыта и цена единицы (цитаты)
"Общие потребности
мирового рынка в самолётах типа Як-130 и МиГ-АТ
оцениваются в размере не менее 800-1400 машин" [42].
"Предполагаемая
стоимость МИГ-АТ составит 12-15 млн. долларов. Потребность России в
новых самолётах оценивается в 200 единиц, а мира в целом — в 1400 машин"
[94].
"Лётным училищам и
строевым полкам российских военно-воздушных сил требуется 200 самолетов Як-130,
а потребность в них мирового рынка превышает тысячу машин" [94].
"…экспортный
потенциал "Евроистребителя" на ближайшие 30
лет оценивается более чем 800 машин…" [20].
" По оценке
европейского консорциума, рынок многофункциональных истребителей в ближайшие 30
лет имеет емкость 800 самолетов общей стоимостью 70 млрд. долл.
"Тайфун" претендует на половину суммы… Американцы
всерьез оценивают европейскую угрозу. Основная ставка
в борьбе с ней делается на самый коммерчески успешный истребитель последних лет
- F-16. …И JSF, и "Тайфун", и F-16 - очень серьезные
противники для российских самолетов" [67].
"Министерство
обороны США официально признало, что общая стоимость самолетов F-117A с учетом
всей программы (64 машины на 1990 год – Г.В.) составила $6,56 млрд., что
включает $2 млрд. на разработку, $4,27 млрд. на закупку и $295,4 млн. на
оборудование мест базирования и проч. Стоимость одного самолета по программе
составляет $111,2 млн." [105].
"ВМС
США после публичных дискуссий избрали в качестве основного палубного
истребителя-бомбардировщика на ближайшие 20 лет F/A-18E/F "Супер Хорнет". В войска они начали
поступать в октябре 2001 г., а всего планируется заказать более 500 машин"
[66].
"…мировой рынок
самолета АТ-2000 (ФРГ, DASA) до 2020 года определен в 800 единиц… Общая стоимость программы
оценивается в 1,3 млрд. долл., а стоимость одного серийного самолета – в
15 млн. долл." [20, с. 143].
"Китай нуждался в
новом легком истребителе в весовой категории 10 т. ВВС НОАК также требовалась
легкая, относительно простая и дешевая машина, призванная заменить несколько
тысяч истребителей первого поколения МиГ-17 и МиГ-19" (там же, с.
147).
"Стоимость
одного серийного самолета FC-1 (КНР) составит около 15
млн. долл. по курсу 1995 года" (там же, с. 151).
" В начале 1990-х
годов в Китае развернулись работы по созданию истребителя CAC J-10 (взлетная масса 12 т – Г.В.), по своему
боевому потенциалу приближающегося к таким самолетам, как "Рафаль", EF2000
или МиГ-29М. Новая машина предназначалась для замены почти 3500
истребителей и истребителей-бомбардировщиков…" (там же, с. 153).
"…экспортный
потенциал КТХ-II (пр-во Корея, взлетная масса 8,6 т.- Г.В.)
только в Азиатско-Тихоокеанском регионе составляет 700-1000 самолетов.
При этом стоимость одного самолета в учебно-боевом варианте должна составить 15
млн. долл. по курсу 1996 г." (там же, с. 189).
"…большинство
экспертов отмечают, что Россия вряд ли в обозримое время доведет до серийного
производства призванные конкурировать с "Рэптором"
тяжелые истребители на базе экспериментальных машин С-37 и 1.44 (МФИ). Центр
усилий постепенно смещается на самолет другого класса - легкий фронтовой
истребитель - ЛФИ (другое название - легкий фронтовой самолет - ЛФС)" [65].
"…Пентагон подписал
контракт с Lockheed Martin
на подготовку к серийному производству истребителя F-35… Предполагается,
что для Вооруженных сил США будет произведено 3000 самолетов общей
стоимостью около $200 млрд. Еще столько же истребителей предполагается
экспортировать. …Если цена окажется около $30 млн. за штуку, как
первоначально обещали разработчики, то тогда JSF оказывается в одной ценовой
нише с экспортными модификациями Су-27 - наиболее продаваемого российского
истребителя. Однако уже сейчас в США оперируют оценками стоимости JSF от $40
млн. до $50 млн. В то же время кроме поставок непосредственно F-35 ситуация на
рынке может резко измениться в связи с массовой распродажей по сниженным
ценам штурмовиков А-10, истребителей F-16 и F/A-18, которые заменит
F-35" [22].
"В конце октября
Пентагон выбрал для себя легкий истребитель пятого поколения F-35 разработки
фирмы Lockheed Martin, причем
стоимость контракта оценивается сейчас в $280 млрд. Если российский
истребитель пятого поколения не будет создан, то во втором десятилетии 21 века
авиапром лишится перспектив экспорта" [23].
"В интересах США и Великобритании будет построено 3
тыс. истребителей JSF. Вместе с тем JSF должен стать основным покупаемым
самолетом первой половины ХХI века. Он заменит
истребители американского производства третьего и четвертого поколения (около
50% мирового парка боевой авиации). Суммарный объем выпуска JSF составит от 5
до 6 тыс. самолетов. С его появлением на рынке российские истребители
четвертого поколения Су-27 и МиГ-29 станут неконкурентоспособными, что диктует
максимальную концентрацию усилий по созданию в РФ принципиально нового
истребителя" [24].
"Вывод, к которому
приходят некоторые российские эксперты, состоит в том, что программа JSF
предназначена не столько для победы в предстоящих боях, сколько для завоевания
рынка. …к 2008 г. первая
эскадрилья достигнет оперативной готовности. За этим должно последовать
массовое внедрение 3002 экземпляров JSF в войска. Из них ВВС получат
1763 машины, Корпус морской пехоты - 609, ВМС - 480. Еще 150 истребителей
закупит Лондон. Примерно 2 тыс. машин планируется поставить на
экспорт" [67].
"…при официальном коммерческом экспорте МиГ-29 - разброс цен
от 11 до 32 млн. долл., среднее 23-25; Су-27 от 28 до 36 млн. долл.,
среднее 32 млн. долл. при себестоимости - 22-24 млн. долл. …по оценкам западных
экспертов, для авиационной техники увеличение серии с 400 до 800 единиц позволяет
снизить себестоимость каждого самолета на 15%, а дальнейший рост до 1200 единиц
- еще на 13%" [10, 101].
Таким образом, объем экспорта СВВП заявленной
пп. 8-10 конструкции при надлежащей организации проекта составит не менее
500 машин в год, что соответствует загрузке на полную мощность двух
авиационных заводов РФ (например, ИАПО и КнААПО). Препятствуют экспорту
авиационной техники в развитые страны невысокая репутация БРЭО и сервиса
российских самолетов, а также недостаточная патентная чистота промышленных
изделий:
"Отметим, что переход главной проблемы
создания самолета пятого поколения из сферы аэродинамики и двигателестроения в
область БРЭО крайне невыгоден для России. Наша страна явно отстает в
разработке современной элементной базы и вынуждена закупать электронные
комплектующие даже для самолетов поколения "4+" [65].
"Самолёты
и вертолёты - это всего лишь платформы. То, что делает их боевыми машинами -
это их вооружение и различные электронные системы (авионика или БРЭО),
позволяющие это вооружение применить. Если же БРЭО или оружие дают сбой, пользы
от ВВС не больше, чем от аэроклуба" [13].
"Благодаря невиданно высоким темпам
развития электроники, цикл обновления компонентов бортового радиоэлектронного
оборудования составляет всего полтора года. И это вызывает необходимость
постоянного 'подтягивания' бортового оборудования до существующего
технологического уровня. Согласно одному из отчетных материалов ВВС США, для
реализации этого процесса по самолету F-22 предполагается в рамках общего
финансирования программы ATF выделять ежегодно 50 млн. долл." [8].
"Стоимость комплекса
бортового оборудования в структуре цены новейших западных
военных самолетов и вертолетов уже достигает 50%. Темп роста приоритета управляющих
систем в проектах пилотируемых ЛА таков, что уже при жизни нынешнего молодого
поколения основой воздушной мощи развитых государств могут стать летающие
роботы - беспилотные ЛА" [19].
«Российский Су-35 - всеми признанный лидер в
современной мировой истребительной авиации. Машина XXI века. А в Бразилии его
бьет французский Mirage-2000-5, самолет добротный, но уступающий
"сушке" по ряду параметров. …Случаев, когда российские
оружие и боевая техника проигрывают на международных рынках своим явно более слабым
конкурентам, больше чем хотелось бы. Но проигрывают не самолеты и танки, а наши
купцы от "Рособоронэкспорта", вернее сказать, сама отечественная
система торговли оружием. Ее главный девиз - "продал и забыл". А
покупатели предпочитают иметь дело с тем, кто не только впаривает им товар, но
и гарантирует сервис. С кем можно иметь дело на долгие годы» [51].
"Первый же анализ ситуации с патентозащищенностью в
области военных или двойных технологий поверг экспертов в уныние. Как сказал на
одной из пресс-конференций гендиректор ФАПРИД Юрий Гайдуков, "порядка
восьмисот патентов, заявителями, авторами и изобретателями которых являются
российские граждане, принадлежит западным компаниям. Очень большим пакетом
уникальных изобретений российских ученых владеет министерство торговли
США". При этом речь идет о прорывных изобретениях, способных
коренным образом влиять на мировую технологию. Так, В. Авражков
из Москвы получил на свое изобретение "Прямоточный воздушно-реактивный
двигатель для полетов со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями" два
патента в США, а патентообладателем стала одна из ведущих в
области аэронавтики фирм Франции… Антильские острова являются... мировой
авиационной державой. Это государство владеет огромным количеством патентов на
российские достижения в области авиации и ракетостроения" [53].
Вывод:
Объем продаж товарной продукции зависит от её качества и цены, при этом допустимы крайние оценки, - от нуля (низкое качество при высокой цене) до монопольного обладания рынком (уникальные свойства новой продукции при доступных ценах, рис. 10).
Для программы ПАК ФА равно вероятны оба исхода:
1. Выпуск нескольких самолетов для испытаний, и
2. Безраздельное господство на мировом рынке боевых самолетов.
Второе возможно при условии надежной правовой охраны отечественных изобретений и проведения эффективной инновационной политики.