14.4. Предварительная оценка экономической эффективности
изобретения
Заявляемое изобретение предоставляет реальную перспективу выхода из круга следования техническим решениям зарубежных производителей, в котором отечественный АВПК обречен на неуспех из-за хронического отставания в электронном оснащении самолетов.
Альтернатива заключается в отказе от копирования дорогостоящих образцов стран НАТО, представляющих собою тяжелые многоцелевые самолеты ударной (наступательной) авиации. Задачам обороны более отвечают легкие истребители ПВО, способные осуществлять взлет и посадку вне аэродрома. Себестоимость СВВП в весовой категории МиГ-21 не будет превышать 10-15 млн. долларов, при этом уникальные летно-технические характеристики самолета, включая способность действовать под водой, позволят удерживать его цену на уровне самых дорогостоящих зарубежных аналогов, что обеспечит поступление средств для дальнейшего развития отрасли.
Выпуск крупной серии самолетов 5-го поколения возможен только при условии захвата рынка принципиально новой машиной, само появление которой потребует немедленного перевооружения ВВС множества государств.
Вертикальная посадка сверхзвукового самолета на воду может состояться в ближайшее время и это событие обеспечит недосягаемость владельца такого аппарата для всех его конкурентов. Никаких технических препятствий для этого не существует, поэтому вертикальная посадка самолета на воду неизбежна в силу преобладания воды на поверхности Земного Шара и необходима в той же мере, в какой необходима сама вода для всего живого на Земле. Посадка современного истребителя на воду или на палубу легкого корабля повлечет самые тяжелые экономические последствия для всех иных производителей и экспортеров авиационной техники.
Упущение предоставляемой изобретением возможности монопольного обладания рынком повлечет необратимую деградацию отечественного АВПК, поскольку традиционные покупатели российских боевых самолетов свои закупки и контракты уже оплатили, они же (Индия и КНР) приобрели лицензии на производство собственных Су-30 и поэтому в приобретении устаревших машин российского производства более не нуждаются.
В послевоенный период за рубеж поставлено свыше 2000 самолетов семейства Су [3] и свыше 5000 - семейства МиГ (из них в последние 10 лет продано: самолетов Су - 187, МиГ - 230 машин).
Замещение этого количества (2000+5000) новым СВВП в темпе 500 машин за год обеспечит загрузку мощностей упомянутых выше двух авиазаводов на срок 14 лет, а при захвате некоторой доли рынков F-35, Еврофайтера, Рафаля и других конкурентов, палубный и "сухопутный" варианты СВВП окажется бесспорным лидером по объему сбыта и численности парка ВВС большого числа государств, включая страны НАТО.
Ориентировочная стоимость единицы товарной продукции (разрешенного лицензией строительства одного самолета вертикального взлета-посадки) принимается в %% от стоимости машины в производстве (10-20%), помноженной на число самолетов-аналогов, уничтожаемых во время военных действий ввиду неприспособленности для вертикального взлета и посадки.
Очевидно, что ценность действующего самолета превосходит стоимость множества неисправных, или пригодных для полетов, но подверженных большому риску повреждений и поломок в начальной фазе военных действий. Отсюда следует, что стоимость СВВП-амфибии, способной взлетать и садиться вертикально, должна вдвое превосходить стоимость того же типа самолета (фиг. 12), не обладающего такой способностью, т.е. достигнет 50-100 млн. USD за единицу.
Но даже минимальное (двукратное) отличие отпускной цены (20-25 млн. долл.) от себестоимости легкого перехватчика (10-15 млн.) указывает на высокую экономическую эффективность изобретения, которая легко подсчитывается умножением разницы на число экспортируемых самолетов:
(25-15)х500=5000 млн. долл./год.
В целях максимальной загрузки мощностей отечественного авиастроения и расширения рынка сбыта вооружений необходимо добиваться переоснащения ВВС иных государств самолетами российских типов, на что потребуется не менее 10-15 лет, и только после достижения этой цели заявленный способ может быть разрешен лицензиями для применения на самолетах иностранного производства. Вероятна также модернизация машин зарубежного производства (F-16/18, Мираж, Торнадо, Мако, J-10, LCA, КТХ-2 и др.) в палубные СВВП по отдельным контрактам.
Ввиду технической прогрессивности и экономической безальтернативности заявленный способ будет применяться в обозримый период не десятками (объем продаж ФГУП "Росвооружение" в последние годы) и не сотнями самолетов, как принято предварительным расчетом объемов товарного сбыта, а десятками тысяч разнообразных летательных аппаратов, включая космические, и тогда общая сумма доходов будет исчисляться сотнями миллиардов долларов.
Значительный экономический эффект принесет и продажа лицензий на право пользования изобретением. Контролируемой единицей измерения лицензируемой продукции может быть только разрешенное количество летательных аппаратов, способных осуществлять взлеты и посадки заявленным способом, а не число … устройств, число взлетов-посадок одного самолета или само право применения способа для неограниченного числа самолетов.
Согласно приведенному выше расчету, стоимость лицензии на право модернизации одного самолета в СВВП составит 10-15 млн. долл.
Соответственно, величина штрафа за нарушение каждого патента при модернизации или строительстве одного СВВП (БЛА, КР, ЛА-амфибии, космического аппарата и др.) должна приравниваться к рыночной стоимости машины и сопровождаться её конфискацией в установленном порядке.
Отдельными статьями доходов нужно считать экономию ассигнований на строительство предусмотренных авиационной доктриной РФ аэродромов, а также доходы от использования по своему назначению пахотных земель и связанные с освобождением этих земель от бетона положительные следствия экологического характера.
Применение изобретения на море (рис. 10) также принесет значительный экономический эффект. Тяжелые линейные корабли и авианосцы недоступны по цене большинству нуждающихся в них прибрежных государств. Заявляемое изобретение предлагает таким государствам экономически выгодную альтернативу, сущность которой состоит в закупке авианесущих кораблей среднего водоизмещения (легкие крейсеры, противолодочные корабли и др.). Монополия РФ на оснащение таких кораблей самолетами вертикального взлета и посадки, а также строительство самих кораблей обеспечит отечественные авиа- и судостроение выгодными заказами на весьма длительную перспективу.
Общая цена вопроса не ограничивается подсчетом доходов от сбыта СВВП и БЛА-амфибий и лицензий на их производство. Не исчерпываются благоприятные перспективы внедрения изобретения и доходами судостроения, которые возрастут в случае начала строительства серии небольших (30-40 тыс. т) авианесущих кораблей.
Более значительной будет экономия бюджета Министерства обороны за счет замены стратегических АПЛ носителями СВВП. Не меньшей окажется экономия и в случае отказа от планов строительства тяжелых авианосцев по цене от 4 до 10 млрд. долл. за единицу:
Стоимость вероятного поражения в более или менее масштабном военном конфликте, а также цена утраты суверенитета над какой-либо частью территории или акватории государства вообще не поддаются сметно-финансовой оценке. Не поддаются оценке и последствия внезапного экономического коллапса российского ОПК, который наступит в случае патентования заявляемого изобретения иностранным автором.
"Наши достижения могли быть куда более значительными,
если бы не укоренившаяся на долгие годы странная точка зрения: к разработке
проекта следует приступать, когда есть данные о его
аналоге на Западе" [19].
Заявляемое изобретение открывает пионерное направление предстоящего развития авиации и ракетостроения, а его своевременное патентование обеспечит поступательный рост отечественного АВПК. Ввиду технической безальтернативности, патентование изобретения окажется весьма чувствительным в экономическом и правовом отношении событием для всех субъектов, занятых морской и авиационной деятельностью, которые в интересах своей безопасности будут вынуждены сотрудничать с патентообладателем на его условиях.