Экономика изобретения

Оглавление

Правовая охрана изобретения

НОВИЗНА ИЗОБРЕТЕНИЯ

15.1. Причины новизны и неочевидности изобретения

Достаточно простой в своей сущности способ вертикального взлета и посадки летательных аппаратов оказывается новым для специалиста авиационного профиля лишь по той субъектив­ной причине, что изобретательская деятельность конструктора  летательного аппарата традици­онно направляется на совершенствование его устройства, улучшение аэродинамических свойств и тактико-технических характеристик машины в полете, при этом совершенно упускаются или оставляются без внимания проблемы, устранение которых… неожиданно способствует более эффективному выполнению основного – полетного задания.

 Объективной причиной новизны изобретения является то, что самолеты, оснащенные мощными двухконтурными турбореактивными двигателями с управляемым вектором тяги ДТРДФ АЛ-31ФП и АЛ-37ФП производства АО "Люлька-Сатурн", а также РД-133 «Завода им. В.Я. Климова» со всеракурсным соплом «КЛИВТ» (КЛИмовский Вектор Тяги) и F100-PW-100 фирмы Pratt & Whittney, существуют с недав­него времени (с 1987 года, когда был изготовлен первый экспериментальный образец поворот­ного осесимметричного сужающегося сопла для АЛ-31ФП).

Серийные истребители Су-37 оснащаются усовершенствованными двигателями АЛ-37ФП (2 х 14500кгс). Еще более мощными будут двигатели последующих серий (АЛ-41 и Р-79В-300 с тягой 15 500 кгс и более). Суммарная мощность пары ТРД в скором времени будет превосходить 30000 кгс, что более чем достаточно для динамичного вертикального старта истребителя ПВО массой 15-20 тонн. Свидетельством тому является описанный выше вертикальный взлет Су-30 МК, во время которого двигатели АЛ-31ФП развивали мощность 25000 кгс при массе самолета 22 тонны…

15.2. Критерии новизны для защиты изобретения в ЕПВ

Судебная практика Европейского патентного ведомства принимает во внимание "доказательствен­ные" признаки новизны и неочевидности, которые применительно к описываемому изобретению формулируются следую­щим образом:

1). Давно ощущавшаяся потребность. Наличие признака отмечено в разделах 1.1-1.2 "Уровень тех­ники" при характеристике прототипов Як и Харриер, само создание которых свидетельствует о появлении потребности в осуществлении вертикального взлета и посадки летательных аппара­тов.

В доказательство наличия потребности можно привести также историю создания вертолетов и геликоптеров в конце XIX – начале XX в.

2). Техническая предубежденность. Наличие данного доказательственного признака отме­чено в разделе 12 "Осуществимость способа" с указанием того, что конструкторы самолетов Як и Харриер приняли нерациональное решение, основанное на предубеждении относительно воз­можности взлета и посадки самолета заявляемым способом, т.е. …

Предубеждением является также традиционное представление о том, что летательные аппа­раты могут совершать всевозможные маневры…

На счет технической предубежденности следует отнести и то, что со времени аварии само­лета Су-30МК в Ле Бурже (фиг. 9) никто из специалистов авиационного профиля, - ни руководство ОКБ "Сухой"  (Симонов и Погосян), ни рядовые конструкторы самолета, ни его экипаж (Аверьянов и Шендрик), ни официальные представители стран-участниц салона (И. Клеба­нов, Ю. Коптев и др.), ни изготовители самолета (А. Федоров), ни многочисленные зрители-экскурсанты, - никто не сделал своевременных и правильных выводов о летно-технических воз­можностях современного самолета и его способности осуществлять вертикальные взлеты и по­садки.

Так, генеральный конструктор ОКБ "Сухой" М.П. Симонов на состоявшейся в те же дни (18.06.99) пресс-конференции высказал свое удовлетворение совершенной аэродинамикой са­молета:

"Но выводы, конечно, сделаем, и уже сейчас ясно, что выводы очень интересные. Во-пер­вых, обычно при падении самолета из воздуха происходит движение центра тяжести к земле и опускается нос и дальше происходит полный капот и разрушение самолета. Здесь те, кто ви­дели этот случай, видели, что самолет, пройдя по земле хвостовой частью фюзеляжа, оторвался и перешел в вертикальный набор.

Таким образом, мы в аэродинамике сделали интересные на­блюдения, что двигатели, отклоненные на кабрирование, не дали самолету скапотировать…" [62].

Из приведенной цитаты следует, что генеральный конструктор не увидел способности своего самолета взлетать вертикально, притом, что оказался очевидцем события и даже высказал самое важное из наблюдённого ("самолет … оторвался и перешел в вертикальный набор").

Внимание всех специалистов и наблюдателей в те дни занимало другое – высокая эффектив­ность кресла-катапульты К-36Д производства АО НПП «Звезда».

3). Техническая прогрессивность способа газодинамического управления летательными аппаратами и достигаемая при этом "сверхманевренность" отрицается большинством зарубежных специалистов и отечественных авиационных обозревателей:

"…На большинстве выставок наши самолеты показывают чудеса воздушной акробатики, поражая неискушенного зрителя …тяжелый СУ-30МК, предназначенный для войны, работает клоуном на салоне, причем на пределе возможностей и с огромным риском …на авиасалонах вынуждены показывать цирковые номера, которые, как всегда в цирке, сопряжены с большим риском …Российские летчики работают клоунами, собирая массовую публику, жаждущую зрелищ …Специалисты же остаются равнодушными. Часто можно слышать следующее: "Это настолько же красиво, насколько бесполезно" [5].

Обоснование столь критичного отношения к сверхманевренности находится в очевидных преимуществах воздушного боя на дальних дистанциях (примеры типичных высказываний):

"…вероятность …ближнего боя в конце ХХ века равна нулю…, как это ни обидно для вечных российских романтиков от ВПК. …В современном рациональном мире самолету больше всего угрожают огонь с земли средств ПВО и ракеты противника воздух-воздух. Обнаружив цель на дисплее, летчик, не видя противника в живую, наносит удар ракетами и уходит из точки пуска. Поэтому даже такой самолет как Су-30, беспомощен перед более скромным конкурентом с зоркими глазами и длинными руками. Это как если идти на пулемет со шпагою в руке - умение отлично фехтовать вряд ли поможет..." [5].

"…Западными обозревателями еще в 1989 г. отвергались маневры "кобра" и "колокол", как не нужные для воздушного боя и которые "любой западный истребитель тоже может выполнить, если потребуется" [14].

Конструкторы (Симонов, Погосян, Никитин) и пилоты НИИ (Квочур, Апакидзе, Пугачев и др.) напротив, более оптимистично, хотя и недостаточно осознанно оценивают маневренность Су-30, поясняя свои оценки техническими особенностями современного воздушного боя:

"… Су-30, в случае возможного столкновения с противником в ближнем воздушном бою, не будет равных… (М.П. Симонов);

"…"Кобра" - маневр стремительного подъема под таким критическим углом, что происходит полная мгновенная потеря скорости. Тем самым пилот сбивает с курса выпущенную в него ракету или заставляет проскочить вперед самолет противника. "Кобра" приводит к срыву сигнала сопровождения импульсно-доплеровской РЛС, что позволяет говорить о динамической невидимости…" [70].

"…Самолет Су-37, являющийся и с фиксированными соплами одним из лучших истребителей мира, в сочетании с управлением вектором тяги значительно расширяет возможности истребительной авиации в решении свойственных ей боевых задач и в освоении нестандартного маневрирования, которое пока с трудом укладывается в сознании сегодняшнего летчика-истребителя" (Т. Апакидзе).

Последнее замечание типично в своем непонимании технической прогрессивности и значения сверхманевренности для вертикальной посадки, хотя эта тема как никому была близка генералу Апакидзе, удостоенного звания Героя России за первую посадку Су-27К на корабль (лучший пилот ВМФ погиб в аварии корабельного Су-33).

В российских КБ и ВВС по-прежнему господствуют традиционные представления о перспективах морской авиации:

"Пока Россия имеет только один авианосец. Но это только пока…" [15].

Еще меньше озабочены законодатели российского авиастроения судьбой своих самолетов, поврежденных над морем. Если F-35С может опуститься на поверхность воды и дожидаться прибытия спасательного судна, то российскому экипажу потребуется катапультироваться и тем утопить свою машину:

"…по мнению Генерального конструктора "ОКБ Сухого" Михаила Симонова, …ценность вертикальной посадки не очень велика, поскольку современные аэродромы и авианосцы можно оборудовать аэрофинишерами… Американцы делают ошибку, увлекшись вертикальной посадкой и укороченным взлетом" [65].

4). Поразительный (неожиданный) результат. Наличие признака устанавливается в разделе 12 "Осуществимость способа". Описание хотя бы одного неожиданного результата служит обоснова­нию новизны (неочевидности) изобретения. Применительно к описываемому изобретению обна­руживаются следующие неожиданности и поразительные результаты:

- поразителен факт спасения экипажа Су-30МК после столкновения самолета с землей, ана­лиз которого приводит к неожиданному выводу о потенциальной способно­сти каждого современ­ного (достаточно энерговооруженного) истребителя взлетать без использования подъемной силы крыла;

- неожидан вывод о бесполезности авианосцев, основанный на анализе перспектив приме­нения заявляемого способа посадки самолетов и ракет на корабли небольшого водоизмещения и на воду;

- неожидан вывод о возможности создания скоростных (сверхзвуковых) самолетов-амфибий и ракет-амфибий, основанный на анализе перспектив применения способа для посадки на воду и взлета из-под воды;

- поразителен сам по себе случай находки простого прогрессивного решения сложной тех­нической проблемы в области авиации, где занято большое число высококвалифицированных специалистов;

- неожидан и поразителен факт изобретения несложного по своей конструкции механиче­ского устройства, применение которого для осуществления вертикального взлета и посадки может коренным образом изменить направление развития многих высокотехнологичных отраслей (авиации, ра­кето- и судостроения, космонавтики, исследований малых планет и лун), инициировать крупную перестройку экономических взаимоотношений экспортеров и импортеров авиа­ционной техники, изменить стратегическое соотношение противостоящих вооруженных сил, по­влиять на содержание военных доктрин многих государств и укрепить миропорядок в пользу не­больших стран, не владеющих авианосным ВМФ и современными средствами ПВО.

- неожидан способ, которым была разрешена сложная (неразрешимая) техническая про­блема. Сущность этого способа заключается в устранении самой проблемы, а не в её решении.     

5). Усилия специалистов. Тщетные усилия специалистов по созданию аппаратов вертикаль­ного взлета и посадки усматриваются в демонстрации многочисленных экспериментальных моде­лей авиационных и ракетных систем (фиг. 1), не принятых в серийное производство, а хотя бы и приня­тых (Харриер, Як-38), но показавших свою неработоспособность или несоответствие совре­менным требованиям (Як-141, Як-141М). Тщетными могут оказаться и усилия специалистов, за­нятых в создании "истребителя XXI века" по заданию ВМФ США согласно программе JSF (F-35).

6). Постановка задачи характеризует изобретательский уровень в той части, где решение технической проблемы прямо зависит от правильной формулировки цели изобретения.

Целью изобретения является наделение летательных аппаратов удлиненной формы способностью осуществлять взлеты и посадки вертикально и без внешней помощи (автономно).

При условии строгого следования формулировке цели никакая иная постановка задачи не может привести к достижению описываемого результата.

7). Преодоление технических трудностей. Наибольшую трудность при подготовке заявки для представления в Патентное ведомство США представляет собою разработка машиностроительных чертежей устройства для конкретного типа истребителя с обоснованием прочностных свойств, функциональных возможностей и работоспособности конструкции в различных режимах и условиях эксплуатации.

8). Копирование относится к числу доказательственных признаков, отрицающих изобрета­тельский уровень. Копирование изобретений других авторов допускается в той мере, в какой оно необходимо и обязательно для учета высокого уровня техники, созданной предшественниками. Использование прогрессивных решений предшественников отмечается в ограничительных частях пунктов формулы изобретения.

Описываемый способ взлета и посадки основывается на комбинации двух важных изобрете­ний предшественников:

1) применение инерциальных систем управления летательными аппаратами с целью обеспечения безопасности…, и

2) способа управления вектором и мощностью тяги реактивных двигателей на вертикальных режимах снижения и набора высоты (ГДСУ).

Конструкция и применение летательных аппаратов в гидросфере (БЛА и СВВП-амфибии) предусматривают использование еще двух известных изобретений:

3) кавитационное обтекание корпуса ЛА с помощью…, и

4) применение… двигателей для плавания и разгона СВВП-амфибии в подводной фазе взлета.

Дальнейшее развитие конструкций БЛА и СВВП-амфибий требует изобретательской деятельности в части создания … двигателя, приспособленного для полетов подводных ракет в атмосфере и плавания ЛА под водой.

9). Лицензирование описываемого изобретения ожидается после регистрации заявки в па­тентном ведомстве. Копии лицензий служат в качестве доказательства осуществимости, полезно­сти и промышленной применимости изобретения.

10). Коммерческий успех обеспечивается после начала лицензионной деятельности. Пред­варительная оценка экономической эффективности и коммерческих выгод изложена в разделе 14.4. Све­дения о коммерческом успехе служат той же цели, что и копии  лицензий.

Вперед

 

Сайт создан в системе uCoz