15.1. Причины новизны и неочевидности изобретения
Достаточно простой в своей сущности способ вертикального взлета и посадки летательных аппаратов оказывается новым для специалиста авиационного профиля лишь по той субъективной причине, что изобретательская деятельность конструктора летательного аппарата традиционно направляется на совершенствование его устройства, улучшение аэродинамических свойств и тактико-технических характеристик машины в полете, при этом совершенно упускаются или оставляются без внимания проблемы, устранение которых… неожиданно способствует более эффективному выполнению основного – полетного задания.
Объективной причиной новизны изобретения является то, что самолеты, оснащенные мощными двухконтурными турбореактивными двигателями с управляемым вектором тяги ДТРДФ АЛ-31ФП и АЛ-37ФП производства АО "Люлька-Сатурн", а также РД-133 «Завода им. В.Я. Климова» со всеракурсным соплом «КЛИВТ» (КЛИмовский Вектор Тяги) и F100-PW-100 фирмы Pratt & Whittney, существуют с недавнего времени (с 1987 года, когда был изготовлен первый экспериментальный образец поворотного осесимметричного сужающегося сопла для АЛ-31ФП).
Серийные истребители Су-37 оснащаются усовершенствованными двигателями АЛ-37ФП (2 х 14500кгс). Еще более мощными будут двигатели последующих серий (АЛ-41 и Р-79В-300 с тягой 15 500 кгс и более). Суммарная мощность пары ТРД в скором времени будет превосходить 30000 кгс, что более чем достаточно для динамичного вертикального старта истребителя ПВО массой 15-20 тонн. Свидетельством тому является описанный выше вертикальный взлет Су-30 МК, во время которого двигатели АЛ-31ФП развивали мощность 25000 кгс при массе самолета 22 тонны…
15.2. Критерии новизны для защиты изобретения в ЕПВ
Судебная практика Европейского патентного ведомства принимает во внимание "доказательственные" признаки новизны и неочевидности, которые применительно к описываемому изобретению формулируются следующим образом:
1). Давно ощущавшаяся потребность. Наличие признака отмечено в разделах 1.1-1.2 "Уровень техники" при характеристике прототипов Як и Харриер, само создание которых свидетельствует о появлении потребности в осуществлении вертикального взлета и посадки летательных аппаратов.
В доказательство наличия потребности можно привести также историю создания вертолетов и геликоптеров в конце XIX – начале XX в.
2). Техническая предубежденность. Наличие данного доказательственного признака отмечено в разделе 12 "Осуществимость способа" с указанием того, что конструкторы самолетов Як и Харриер приняли нерациональное решение, основанное на предубеждении относительно возможности взлета и посадки самолета заявляемым способом, т.е. …
Предубеждением является также традиционное представление о том, что летательные аппараты могут совершать всевозможные маневры…
На счет технической предубежденности следует отнести и то, что со времени аварии самолета Су-30МК в Ле Бурже (фиг. 9) никто из специалистов авиационного профиля, - ни руководство ОКБ "Сухой" (Симонов и Погосян), ни рядовые конструкторы самолета, ни его экипаж (Аверьянов и Шендрик), ни официальные представители стран-участниц салона (И. Клебанов, Ю. Коптев и др.), ни изготовители самолета (А. Федоров), ни многочисленные зрители-экскурсанты, - никто не сделал своевременных и правильных выводов о летно-технических возможностях современного самолета и его способности осуществлять вертикальные взлеты и посадки.
Так, генеральный конструктор ОКБ "Сухой" М.П. Симонов на состоявшейся в те же дни (18.06.99) пресс-конференции высказал свое удовлетворение совершенной аэродинамикой самолета:
"Но
выводы, конечно, сделаем, и уже сейчас ясно, что выводы очень интересные.
Во-первых, обычно при падении самолета из воздуха происходит движение центра
тяжести к земле и опускается нос и дальше происходит полный капот и разрушение
самолета. Здесь те, кто видели этот случай, видели, что самолет, пройдя по
земле хвостовой частью фюзеляжа, оторвался и перешел в вертикальный набор.
Таким образом, мы в
аэродинамике сделали интересные наблюдения, что двигатели, отклоненные на
кабрирование, не дали самолету скапотировать…" [62].
Из приведенной цитаты следует, что генеральный конструктор не увидел способности своего самолета взлетать вертикально, притом, что оказался очевидцем события и даже высказал самое важное из наблюдённого ("самолет … оторвался и перешел в вертикальный набор").
Внимание всех специалистов и наблюдателей в те дни занимало другое – высокая эффективность кресла-катапульты К-36Д производства АО НПП «Звезда».
3). Техническая прогрессивность способа газодинамического управления летательными аппаратами и достигаемая при этом "сверхманевренность" отрицается большинством зарубежных специалистов и отечественных авиационных обозревателей:
"…На
большинстве выставок наши самолеты показывают чудеса воздушной акробатики,
поражая неискушенного зрителя …тяжелый СУ-30МК, предназначенный для войны,
работает клоуном на салоне, причем на пределе возможностей и с огромным риском
…на авиасалонах вынуждены показывать цирковые
номера, которые, как всегда в цирке, сопряжены с большим риском …Российские
летчики работают клоунами, собирая
массовую публику, жаждущую зрелищ …Специалисты же остаются равнодушными. Часто можно слышать
следующее: "Это настолько же красиво, насколько бесполезно" [5].
Обоснование столь критичного отношения к сверхманевренности находится в очевидных преимуществах воздушного боя на дальних дистанциях (примеры типичных высказываний):
"…вероятность
…ближнего боя в конце ХХ века равна нулю…, как это ни обидно для вечных
российских романтиков от ВПК. …В современном рациональном мире самолету больше
всего угрожают огонь с земли средств ПВО и ракеты противника воздух-воздух. Обнаружив цель на дисплее, летчик, не видя противника в живую,
наносит удар ракетами и уходит из точки пуска. Поэтому даже такой
самолет как Су-30, беспомощен перед более скромным конкурентом с зоркими
глазами и длинными руками. Это как если идти на пулемет со шпагою в руке -
умение отлично фехтовать вряд ли поможет..." [5].
Конструкторы (Симонов, Погосян, Никитин) и пилоты НИИ (Квочур, Апакидзе, Пугачев и др.) напротив, более оптимистично, хотя и недостаточно осознанно оценивают маневренность Су-30, поясняя свои оценки техническими особенностями современного воздушного боя:
"… Су-30, в случае
возможного столкновения с противником в ближнем воздушном
бою, не будет равных… (М.П. Симонов);
"…"Кобра"
- маневр стремительного подъема под таким критическим
углом, что происходит полная мгновенная потеря скорости. Тем самым пилот
сбивает с курса выпущенную в него ракету или заставляет проскочить вперед
самолет противника. "Кобра" приводит к срыву сигнала сопровождения
импульсно-доплеровской РЛС, что позволяет говорить о динамической невидимости…"
[70].
"…Самолет Су-37,
являющийся и с фиксированными соплами одним из лучших истребителей мира, в
сочетании с управлением вектором тяги значительно расширяет возможности
истребительной авиации в решении свойственных ей боевых задач и в освоении
нестандартного маневрирования, которое пока с трудом укладывается в сознании
сегодняшнего летчика-истребителя" (Т. Апакидзе).
Последнее замечание типично в своем непонимании технической прогрессивности и значения сверхманевренности для вертикальной посадки, хотя эта тема как никому была близка генералу Апакидзе, удостоенного звания Героя России за первую посадку Су-27К на корабль (лучший пилот ВМФ погиб в аварии корабельного Су-33).
В российских КБ и ВВС по-прежнему господствуют традиционные представления о перспективах морской авиации:
"Пока Россия имеет
только один авианосец. Но это только пока…" [15].
Еще меньше озабочены законодатели российского авиастроения судьбой своих самолетов, поврежденных над морем. Если F-35С может опуститься на поверхность воды и дожидаться прибытия спасательного судна, то российскому экипажу потребуется катапультироваться и тем утопить свою машину:
"…по мнению Генерального конструктора
"ОКБ Сухого" Михаила Симонова, …ценность вертикальной посадки не
очень велика, поскольку современные аэродромы и
авианосцы можно оборудовать аэрофинишерами… Американцы делают ошибку,
увлекшись вертикальной посадкой и укороченным взлетом" [65].
4). Поразительный (неожиданный) результат. Наличие признака устанавливается в разделе 12 "Осуществимость способа". Описание хотя бы одного неожиданного результата служит обоснованию новизны (неочевидности) изобретения. Применительно к описываемому изобретению обнаруживаются следующие неожиданности и поразительные результаты:
- поразителен факт спасения экипажа Су-30МК после столкновения самолета с землей, анализ которого приводит к неожиданному выводу о потенциальной способности каждого современного (достаточно энерговооруженного) истребителя взлетать без использования подъемной силы крыла;
- неожидан вывод о бесполезности авианосцев, основанный на анализе перспектив применения заявляемого способа посадки самолетов и ракет на корабли небольшого водоизмещения и на воду;
- неожидан вывод о возможности создания скоростных (сверхзвуковых) самолетов-амфибий и ракет-амфибий, основанный на анализе перспектив применения способа для посадки на воду и взлета из-под воды;
- поразителен сам по себе случай находки простого прогрессивного решения сложной технической проблемы в области авиации, где занято большое число высококвалифицированных специалистов;
- неожидан и поразителен факт изобретения несложного по своей конструкции механического устройства, применение которого для осуществления вертикального взлета и посадки может коренным образом изменить направление развития многих высокотехнологичных отраслей (авиации, ракето- и судостроения, космонавтики, исследований малых планет и лун), инициировать крупную перестройку экономических взаимоотношений экспортеров и импортеров авиационной техники, изменить стратегическое соотношение противостоящих вооруженных сил, повлиять на содержание военных доктрин многих государств и укрепить миропорядок в пользу небольших стран, не владеющих авианосным ВМФ и современными средствами ПВО.
- неожидан способ, которым была разрешена сложная (неразрешимая) техническая проблема. Сущность этого способа заключается в устранении самой проблемы, а не в её решении.
5). Усилия специалистов. Тщетные усилия специалистов по созданию аппаратов вертикального взлета и посадки усматриваются в демонстрации многочисленных экспериментальных моделей авиационных и ракетных систем (фиг. 1), не принятых в серийное производство, а хотя бы и принятых (Харриер, Як-38), но показавших свою неработоспособность или несоответствие современным требованиям (Як-141, Як-141М). Тщетными могут оказаться и усилия специалистов, занятых в создании "истребителя XXI века" по заданию ВМФ США согласно программе JSF (F-35).
6). Постановка задачи характеризует изобретательский уровень в той части, где решение технической проблемы прямо зависит от правильной формулировки цели изобретения.
Целью изобретения является наделение летательных аппаратов удлиненной формы способностью осуществлять взлеты и посадки вертикально и без внешней помощи (автономно).
При условии строгого следования формулировке цели никакая иная постановка задачи не может привести к достижению описываемого результата.
7). Преодоление технических трудностей. Наибольшую трудность при подготовке заявки для представления в Патентное ведомство США представляет собою разработка машиностроительных чертежей устройства для конкретного типа истребителя с обоснованием прочностных свойств, функциональных возможностей и работоспособности конструкции в различных режимах и условиях эксплуатации.
8). Копирование относится к числу доказательственных признаков, отрицающих изобретательский уровень. Копирование изобретений других авторов допускается в той мере, в какой оно необходимо и обязательно для учета высокого уровня техники, созданной предшественниками. Использование прогрессивных решений предшественников отмечается в ограничительных частях пунктов формулы изобретения.
Описываемый способ взлета и посадки основывается на комбинации двух важных изобретений предшественников:
1) применение инерциальных систем управления летательными аппаратами с целью обеспечения безопасности…, и
2) способа управления вектором и мощностью тяги реактивных двигателей на вертикальных режимах снижения и набора высоты (ГДСУ).
Конструкция и применение летательных аппаратов в гидросфере (БЛА и СВВП-амфибии) предусматривают использование еще двух известных изобретений:
3) кавитационное обтекание корпуса ЛА с помощью…, и
4) применение… двигателей для плавания и разгона СВВП-амфибии в подводной фазе взлета.
Дальнейшее развитие конструкций БЛА и СВВП-амфибий требует изобретательской деятельности в части создания … двигателя, приспособленного для полетов подводных ракет в атмосфере и плавания ЛА под водой.
9). Лицензирование описываемого изобретения ожидается после регистрации заявки в патентном ведомстве. Копии лицензий служат в качестве доказательства осуществимости, полезности и промышленной применимости изобретения.
10). Коммерческий успех обеспечивается после начала лицензионной деятельности. Предварительная оценка экономической эффективности и коммерческих выгод изложена в разделе 14.4. Сведения о коммерческом успехе служат той же цели, что и копии лицензий.