16.2. Единство формулы
Формула группы изобретений состоит из 11-и
независимых пунктов, содержание которых соответствует описанию каждого
изобретения в соответствующих разделах.
Зависимые пункты формулы по смыслу совпадают с
описанием существенных отличий, выделенных в каждом разделе в отдельный
(последний) подраздел. Исключение составляет первый независимый пункт формулы,
который в ряде стран считается главным, поэтому все зависимые пункты этого
пункта текстуально совпадают с последующими
независимыми. Например, независимый п. 2 (…) одновременно является вторым зависимым у первого независимого, независимый п. 3
(…) – третьим зависимым у п. 1, независимый п. 4 (…) – четвертым зависимым и
так до п. 11.
Подчинение первому независимому пункту всех
10-и последующих независимых путем изложения их смысла
в виде зависимого пункта первого изобретения предпринято из следующих
соображений:
1. Отсутствие средств на оплату пошлин может
ограничить возможность патентования группы изобретений в некоторых странах
только первым пунктом (изобретением №1), "зонтичный" характер
которого позволяет обеспечить правовую охрану всей группе.
2. Второй и последующие
независимые пункты формулы действительно объединены с первым общим замыслом,
они "вырастают" из первого, выделяясь в отдельные изобретения по
формальным признакам, принятым международным патентным правом.
3. Непротиворечивость построения первого
независимого пункта утверждает требуемое Патентным законом РФ единство формулы.
Единство формулы подчеркивается также перекрестными ссылками зависимых пунктов
одних изобретений на пункты других.
Таким образом, содержание
настоящего описания является неделимым вне зависимости от того, какое
изобретение будет заявлено или не заявлено к патентованию в той или иной
стране. В последнем случае описания не патентуемых изобретений следует
рассматривать в качестве специальных разделов описания патентуемых.
В процессе анализа формулы описываемого изобретения эксперту
может показаться, что объединение в одной заявке устройства, … и подводной
ракеты (или торпеды), нарушает единство изобретения. Однако закономерная связь
пунктов формулы заключается в том, что устройство, позволяя осуществлять
мягкую вертикальную посадку на сушу, не запрещает сделать то же самое, если под
крылом терпящего бедствие самолета окажется вода.
Существующие боевые самолеты не могут совершать посадку на
воду, как не могут приводняться и гидросамолеты при большой высоте волны.
Заявляемый способ вертикальной посадки обеспечивает мягкое приводнение
летательного аппарата при любой погоде, даже во время шторма. Оказавшись в
воде, самолет может пассивно ожидать помощи от проходящего судна или своего
корабля, но может предпринять и активные действия против флота противника,
находясь в морской засаде на пути его передвижения.
При хорошей погоде и штиле, самолет, находящийся на
поверхности воды, легко обнаруживается противником и может быть уничтожен, а
во время шторма ему угрожает затопление, поэтому для своей безопасности
самолету потребуется погрузиться под воду или опуститься на дно водоема. Для
погружения под воду и маневрирования под водой и последующего всплытия с целью
взлета, летательный аппарат переоборудуют известными в судостроении способами
и оснащают известными устройствами, благодаря чему самолет превращается в
подводную лодку или пилотируемую торпеду.
На этапе рассуждения о перечне устройств, необходимых для
безопасного приводнения сверхзвукового самолета, вдруг обнаруживается, что
почти все типы самолетов истребительной авиации, а также ракеты, могут
осуществлять мягкую посадку на воду и взлет из-под воды с момента своего
создания, т.е. несколько десятилетий вода не используется по каким-то причинам
в качестве универсальной и безопасной взлетно-посадочной площадки. Для посадки
на воду требуется всего лишь выработка соответствующих навыков пилотирования,
гидроизоляция самолета и обеспечение его плавучести (фиг.
10).
Еще более неожидан вывод о том, что автономные действия
самолетов-амфибий (и летающих торпед) полностью нейтрализуют угрозы, исходящие
от крупных кораблей и соединений ВМФ, поэтому взаимосвязанный комплекс
пилотируемых и беспилотных аппаратов-амфибий "МАРК" представляет собою
новое качество, вполне сопоставимое по значению и боевой эффективности с ТАКР,
ПЛАРК и АУГ (п. 11 формулы).
Таким образом, заявляемое механическое устройство позволяет
осуществить на практике пионерный способ взлета и посадки летательных
аппаратов, а тот, в свою очередь, открывает возможности распространения
применимости летательных аппаратов с атмосферы и космоса на гидросферу.
Именно посредством способа, а не устройства соединяются в
настоящем описании самолеты, разнородные космические аппараты, подводные лодки,
авиационно-ракетные комплексы и корабли-носители комплексов, а также
характеризующие их пункты формулы изобретения. Поэтому в иерархии формулы,
устанавливающей соподчиненность пунктов, способ является главным связующим
элементом, а устройство – ключом к применению способа вначале на суше, а затем
и на воде.
При вертикальной посадке на воду взлетевшему с корабля
самолету … устройство не требуется в той же мере, как бывает ненужным ключ, с
помощью которого становится открытой прежде запертая дверь. Однако оно будет
востребовано при возвращении самолета на берег или корабль.