Особенности патентования группы заявляемых изобретений
Согласно действующему законодательству, единственным средством правовой охраны изобретения является патент.
Заявленный способ взлета и посадки осуществляется с применением …устройства, сущность которого легко раскрывается при первой же открытой демонстрации. Осуществление устройства не требует специальных знаний и технологий, поскольку никаких "ноу-хау" оно не содержит, а конструктивные элементы могут быть изготовлены в механической мастерской самой слаборазвитой страны, не связанной обязательствами по охране международных патентов.
В сложившихся обстоятельствах более надежно защищается способ, а не устройство, которое легко обходится множеством вариантов конкретного исполнения.
Описываемая группа изобретений представляет интерес для военного ведомства в части реализации программы ПАК ФА, поэтому оно заслуживает засекречивания на время конструкторской проработки устройства с целью надежного патентования за рубежом (в США, где требуются детальные машиностроительные чертежи устройства).
Кроме того, в разделе 14.4 обоснован большой коммерческий успех изобретения, способного повлиять на состояние экономической безопасности государства. Вопросы экономической безопасности также подпадают под действие закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (п.1 статьи 5) [16]. Степень секретности экономически важного изобретения регламентируется статьей 8 того же закона.
Патентование секретного изобретения за рубежом может оказаться наилучшим способом его охраны, но лишь в том случае, когда нарушение патента легко обнаруживается. Заявленный способ взлета и посадки относится к числу легко контролируемых, - ни один, даже экспериментальный вертикальный взлет самолета не останется без внимания стороннего наблюдателя и, тем более, невозможно массовое и систематическое нарушение патента без того, что оно будет обнаружено патентообладателем и опротестовано по суду.
Изобретение легко контролируется не только во время несанкционированного использования, но и при подготовке к нарушению патента, - специалист может уверенно установить подготовку самолета к оснащению устройством по характерной форме фюзеляжа, по компоновке оперения и двигателей, …, по нетрадиционному остеклению кабины, появлению в ней новых приборов и рукояток управления, а также по отсутствию взлетно-посадочной полосы в районе нахождения самолета и по некоторым другим признакам.
Следовательно, объективных препятствий для патентования изобретения за рубежом не существует.
Основной целью приобретения зарубежного патента является защита экспорта отечественной продукции и сбыта лицензий. Коммерческий успех экспорта зависит также от потребительских свойств и полезности нового промышленного продукта. Международную охрану изобретения необходимо подготовить с учетом законодательства каждой страны патентования. В процессе подготовки патентной документации потребуется уточнить представленный в заявлении перечень стран-производителей авиационной техники, имея в виду недопущение организации сборочного производства с целью уклонения от обязательств по приобретению лицензии и дополнить его другими участниками авиасалонов по стандарту ВОИС ST.3. Затем последует разработка графика подачи международных заявок и перевода их в национальную фазу, при этом для охраны изобретения в ряде стран могут использоваться полезная модель заявленного устройства и промышленный образец.
Решение о патентовании изобретения за рубежом и процедура патентования основаны следующими соображениями:
- заявляемый способ взлета и посадки летательных аппаратов нигде в мире не применяется, следовательно, он является новым и может оказаться патентоспособным;
- с учетом высокой цены вопроса (раздел 14) новое решение важной технической проблемы необходимо патентовать вне зависимости от соображений актуальности изобретения, осуществимости на данный момент, простоты или сложности, секретности, наличия или отсутствия законов, источников финансирования и т.п.;
- если решение о патентовании принимается, то оно должно быть тщательно подготовлено, обеспечено финансированием и состояться во всяком случае, при любых обстоятельствах и во всех странах-производителях авиационной техники, т.е. доведено до конца и в полном объеме, - только устойчивый блок патентов обеспечит монопольное обладание перспективным направлением развития техники и получение максимально возможной выгоды ().
Для безусловного и неотвратимого патентования изобретения во всех промышленно развитых странах необходимо применить все допустимые международной практикой способы и уловки, включая подачу резервных, дублирующих и ложных заявок в различные ведомства по разным процедурам с разбивкой формулы изобретения на перекрывающиеся блоки по зингеровскому и зонтичному вариантам в европейском, английском, японском и североамериканском (табулярном и Джепсоновском) изложении, а также заблаговременную подготовку и перевод на иностранные языки стандартных вариантов апелляций, заявлений, возражений, протестов и иной патентной и судебной аргументации.
В страны, где патентное законодательство требует детального описания сущности изобретения, либо иной, чем принято в РФ, структуризации разделов в части описания "неочевидности", "полезности", "изобретательского шага", "эквивалентности" и других критериев, такие материалы будут представлены в патентное ведомство дополнительно. В частности, потребуется разработка формулы изобретения в соответствии с законодательством каждой страны патентования, а также разбивка представленной ниже формулы на блоки с учетом законодательства Японии, Швейцарии и некоторых других стран, где число пунктов притязаний ограничивается.
На время подготовки патентной документации потребуется привлечь к делу наиболее опытных и квалифицированных (следовательно, высокооплачиваемых) патентных поверенных, экспертов и юристов стран патентования, других специалистов в области национального и международного патентного права. Никакое расширение списка стран патентования и никакое увеличение расходов на оплату пошлин и услуг патентных поверенных не может считаться излишним в сравнении с ожидаемой выгодой от монопольного обладания важнейшим направлением предстоящего развития самолето- и ракетостроения.
Ожидается, что общие затраты на патентование заявленных способа и устройства будут сопоставимы со стоимостью одной-двух экспериментальных (летающих) моделей устройства, т.е. $100-200 тыс., а затраты на поддержание всех патентов в действии не превзойдут 1% всей суммы доходов при надлежащем использовании изобретения.
Кажущаяся простота изобретения не может служить основанием для отклонения заявки на выдачу патента, если сущность его раскрывается из описания или при открытой демонстрации промышленного образца, а не устанавливается со всей очевидностью из существующего уровня техники (п. 5 ст. 19.5.3. "Правил составления, подачи и рассмотрения заявки…", утв. 11.02.97) [52].
Интенсивная разработка ведущими КБ систем газодинамического управления летательными аппаратами (управление вектором тяги) вместо аэродинамических в ближайшее время приведет к тому, что сущность заявляемого способа взлета и посадки окажется очевидной и для неспециалиста. Сведения о близости зарубежных изобретателей к решению описываемой проблемы содержатся в разделе 1.2.
Заявляемое изобретение открывает широкие перспективы своего развития в части патентования связанных с ним новшеств: изменений конструкции двигателя и подводных движителей, разработки вариантов устройства, систем управления аппаратом в полете, в плавании и при взлете-посадке (в т.ч. из-под воды); систем спасения и жизнеобеспечения экипажа (в т.ч. под водой), корабельных систем подачи самолета на взлет и приема при посадке и т.д., поэтому в дальнейшей проработке группы изобретений (или отдельных изобретений) должны принимать участие ведущие КБ авиационного, ракетного и морского машиностроения: "Сухой", МиГ, Яковлева, Мясищева, Бериева, Хруничева, Лавочкина, Люлька-Сатурн, "Факел", "Рубин", "Каскол" и другие.