Новизна изобретения

Оглавление

Единство формулы

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Особенности патентования группы заявляемых изобретений

Согласно действующему законодательству, единственным средством правовой охраны изо­брете­ния является патент.

Заявленный способ взлета и посадки осуществляется с применением …устройства, сущность которого легко раскрывается при первой же открытой демонстрации. Осуществление устройства не требует специальных знаний и технологий, поскольку никаких "ноу-хау" оно не содержит, а конструктивные элементы могут быть изготовлены в механической мастерской самой слаборазвитой страны, не связанной обязательствами по охране международных патентов.

В сложившихся обстоятельствах более надежно защищается способ, а не устройство, кото­рое легко обходится множеством вариантов конкретного исполнения.

Описываемая группа изобретений представляет ин­терес для военного ведомства в части реализации программы ПАК ФА, поэтому оно заслуживает засекречивания на время конструкторской проработки устройства с целью надежного патентования за рубежом (в США, где требуются детальные машиностроительные чертежи устройства).

Кроме того, в разделе 14.4 обоснован большой коммерческий успех изобретения, способного повлиять на состояние экономической безопасности го­сударства. Вопросы экономической безопасности также подпадают под действие закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (п.1 статьи 5) [16]. Степень секретности экономически важного изобретения регламентируется статьей 8 того же закона.

 Патентование секретного изобретения за рубежом может оказаться наилучшим способом его охраны, но лишь в том случае, когда нарушение патента легко обнаруживается. Заявленный способ взлета и посадки относится к числу легко контролируемых, - ни один, даже эксперимен­тальный вертикальный взлет самолета не останется без внимания стороннего наблюдателя и, тем более, невозможно массовое и систематическое нарушение патента без того, что оно будет обна­ружено патентообладателем и опротестовано по суду.

Изобретение легко контролируется не только во время несанкционированного использова­ния, но и при подготовке к нарушению патента, - специалист может уверенно установить подго­товку самолета к оснащению устройством по характерной форме фюзеляжа, по компо­новке оперения и двигателей, …, по нетрадиционному остеклению кабины, по­явле­нию в ней новых приборов и рукояток управления, а также по отсутствию взлетно-посадоч­ной полосы в районе нахождения самолета и по некоторым другим признакам.

Следовательно, объективных препятствий для патентования изобретения за рубежом не су­ществует.

Основной целью приобретения зарубежного патента является защита экспорта отечествен­ной продукции и сбыта лицензий. Коммерческий успех экспорта зависит также от потребитель­ских свойств и полезности нового промышленного продукта. Международную охрану изобретения необ­ходимо подготовить с учетом законодательства каждой страны патентования. В процессе подготовки патентной документации потребуется уточ­нить представ­ленный в заявлении перечень стран-произ­водителей авиационной техники, имея в виду недопущение организации сборочного производства с целью уклонения от обязательств по приобретению лицензии и дополнить его другими участниками авиасалонов по стандарту ВОИС ST.3. Затем последует разра­ботка графика подачи международных заявок и перевода их в националь­ную фазу, при этом для ох­раны изобретения в ряде стран могут использоваться полезная модель заявленного устройства и промышленный образец. 

Решение о патентовании изобретения за рубежом и процедура патентования основаны сле­дую­щими сооб­раже­ниями:

- заявляемый способ взлета и посадки летательных аппаратов нигде в мире не применяется, сле­довательно, он является новым и может оказаться патентоспособным;

- с учетом высокой цены вопроса (раздел 14) новое решение важной технической проб­лемы необходимо патентовать вне зависимости от соображений актуальности изобретения, осуществи­мости на данный момент, простоты или сложности, секретности, наличия или отсутствия законов, источников финансирования и т.п.;

- если решение о патентовании принимается, то оно должно быть тщательно подготовлено, обес­печено финансированием и состояться во всяком случае, при любых обстоятельствах и во всех стра­нах-производителях авиационной техники, т.е. доведено до конца и в полном объеме, - только устойчивый блок патентов обеспечит монопольное обладание перспективным направле­нием разви­тия техники и получение максимально возможной выгоды ().

Для безусловного и неотвратимого патентования изобретения во всех промышленно разви­тых странах необходимо применить все допустимые международной практикой способы и уловки, вклю­чая подачу резервных, дублирующих и ложных заявок в различные ведомства по разным процеду­рам с разбивкой формулы изобретения на перекрывающиеся блоки по зингеровскому и зонтичному вариан­там в европейском, английском, японском и североамериканском (табулярном и Джепсонов­ском) изло­жении, а также заблаговременную подготовку и перевод на иностранные языки стандарт­ных вариантов апелляций, заявлений, возражений, протестов и иной патентной и судебной аргументации.

В страны, где патентное законодательство требует детального описания сущности изобре­тения, либо иной, чем принято в РФ, структуризации разделов в части описания "неочевидности", "полез­ности", "изобретательского шага", "эквивалентности" и других критериев, такие материалы будут пред­ставлены в патентное ведомство дополнительно. В частности, потребуется разработка формулы изобретения в соответствии с законодательством каждой страны патентования,  а также разбивка представленной ниже формулы на блоки с учетом законодательства Японии, Швейца­рии и некото­рых других стран, где число пунктов притязаний ограничивается.

На время подготовки патентной документации потребуется привлечь к делу наиболее опытных и квалифицированных (следовательно, высокооплачиваемых) патентных поверенных, экспертов и юри­стов стран патентования, других специалистов в области национального и международного па­тентного права. Никакое расширение списка стран патентования и никакое увеличение расхо­дов на оплату по­шлин и услуг патентных поверенных не может считаться излишним в сравнении с ожидае­мой выгодой от монопольного обладания важнейшим направлением предстоящего раз­вития само­лето- и ракето­строения.

Ожидается, что общие затраты на патентование заявленных способа и устройства будут со­поста­вимы со стоимостью одной-двух экспериментальных (летающих) моделей устрой­ства, т.е. $100-200 тыс., а затраты на поддержание всех патентов в действии не превзойдут 1% всей суммы доходов при надлежащем использовании изобретения.

Кажущаяся простота изобретения не может служить основанием для отклонения заявки на выдачу патента, если сущность его раскрывается из описания или при открытой демонстрации промышленного образца, а не устанавливается со всей очевидностью из существующего уровня техники  (п. 5 ст. 19.5.3. "Правил составления, подачи и рассмотрения заявки…", утв. 11.02.97) [52].

Интенсивная разработка ведущими КБ систем газодинамического управления летательными аппаратами (управление вектором тяги) вместо аэродинамических в ближайшее время приведет к тому, что сущность заявляемого способа взлета и посадки окажется очевидной и для неспециа­листа. Све­дения о близости зарубежных изобретателей к решению описываемой проблемы содержатся в разделе 1.2.

Заявляемое изобретение открывает широкие перспективы своего развития в части патенто­вания связанных с ним новшеств: изменений конструкции двигателя и подводных движителей, разработки вариантов устройства, систем управления аппаратом в полете, в плавании и при взлете-посадке (в т.ч. из-под воды); систем спасения и жизнеобеспечения экипажа (в т.ч. под водой), корабельных систем подачи самолета на взлет и приема при посадке и т.д., поэтому в дальнейшей проработке группы изобретений (или отдельных изобретений) должны принимать участие ведущие КБ авиационного, ракетного и морского машиностроения: "Сухой", МиГ, Яков­лева, Мясищева, Бериева, Хруничева, Лавочкина, Люлька-Сатурн, "Факел", "Рубин", "Каскол" и другие.

Вперед

 

Сайт создан в системе uCoz