Патентование за рубежом
Благоприятные перспективы использования изобретения могут
быть утрачены частично или полностью по самым разным причинам, среди которых
легко прогнозируются и предотвращаются:
- несоблюдение режима секретности на стадии экспертизы и
подготовки патентной документации, включая несоблюдение правил охраны
информации на электронных носителях;
- необоснованное сужение или расширение списка авторских
притязаний и неправильное построение формулы изобретения,
- неопределенность формулировок, неосторожные высказывания и
неквалифицированная защита изобретения при рассмотрении противопоставленных
заявок, замечаний и протестов в странах патентования;
- технические погрешности и опечатки при оформлении
документации, неточности перевода текстов на иностранные языки;
- нарушение графика представления патентной документации и
оплаты пошлин.
Другой причиной отклонения заявки может оказаться
несоответствие материалов заявки (описания, чертежей, формулы) законодательству
страны патентования. Так, в отличие от "Правил составления…" (приказ
Роспатента от 08.07.99 №133) патентное ведомство США
требует представления чертежей с показом всех отличительных признаков
изобретения с детальностью, обеспечивающей изготовление полностью
работоспособного устройства без конструкторской доработки и экспериментов.
Пригодные для патентования в европейских странах
схематические рисунки, фотографии и эскизы принимаются в США лишь как
дополнение к подробным машиностроительным чертежам, правила
выполнения которых очень строго контролируются. Отсюда следует, что чертежи
устройства должны выполняться КБ авиационного машиностроения после некоторой
конструкторской и технологической проработки применительно хотя бы к одному
конкретному типу летательного аппарата.
В случае отсутствия подробных чертежей потребуется направить
в патентное ведомство США просьбу о регистрации изобретения по процедуре SIR (Statutory Invention registration), которая на
основании § 157 Патентного закона 98-622 от 08.11.84 г. допускает охрану
конвенционного приоритета без проверки изобретения на патентоспособность при
условии отказа от получения патента.
Бюро экспертиз Германии обычно отклоняет заявку ввиду
несоответствия критерию "изобретательская деятельность",
соответствующего критерию "изобретательский уровень" п.1 статьи 4
Патентного закона РФ. Стандартных и прямых доказательств соответствия данному
критерию не существует, поэтому вопрос о новизне описываемого изобретения рассматривается
в соответствующем разделе 15.2
("Критерии неочевидности изобретения").
Особенностью французской системы патентования
является то, что
исправления и дополнения описания изобретения после подачи заявки в Патентное
ведомство не допускаются, поэтому текст описания и формулу изобретения
необходимо тщательно проработать и многократно проверить при помощи
всесторонней отечественной экспертизы.
В Японии процедура выдачи патента затягивается
на срок до 7 лет из-за перегрузки ведомства заявками, причем на стадии
формальной экспертизы заявка обычно отклоняется и заявителю предоставляется строго
ограниченный 3-х месячный срок для ответа на возражения экспертизы. По причинам,
связанным с переводом противопоставленных материалов с японского и английского
языков на русский и обратно, срок подачи ответов срывается
и заявка отклоняется окончательно.
Другой особенностью японской системы изложения многозвенной формулы группы изобретений
является недопустимость перекрестных ссылок в независимых пунктах, относящихся
к одному изобретению, на какие-либо пункты другого изобретения. В случае
отклонения хотя бы одного независимого или зависимого пункта, отклоняется вся
заявка.
Более предпочтительной в Японии
считается одна заявка на одно изобретение с одним пунктом притязаний.
Представление в японское патентное ведомство изложенной ниже формулы нецелесообразно
по целому ряду оснований, вытекающих из национального законодательства.
Экспертизу заявки в Японии можно провести в течение одного года путем подачи
соответствующего ходатайства за дополнительную плату в 100 тыс. иен и
представления доказательств внедрения изобретения (копий выданных лицензий).
В Швейцарии экспертиза патентоспособности
изобретения вообще не производится, а патент выдается заявителю в явочном
порядке на основании формальной экспертизы охраноспособности
заявленного объекта.
Число независимых пунктов формулы по
швейцарскому законодательству ограничивается четырьмя, зависимых – не более 5-и
(к каждому независимому).
В швейцарской системе все независимые
пункты группируются в первой части формулы, а все зависимые – во второй.
В некоторых странах самостоятельное
правовое значение имеет только первый пункт формулы изобретения, все
отличительные признаки которого должны быть обоснованы в тексте описания. Не
охарактеризованные в описании признаки обычно исключаются из формулы изобретения
без дальнейшего анализа, что приводит к отклонению соответствующего пункта,
сокращению объема притязаний и уязвимости правовой охраны изобретения в части
его обхода другими вариантами осуществления.
В Грузии применяется явочно-поисковая система
выдачи патентов без проведения экспертизы по существу под ответственность
заявителя, но на основании отчета о патентном поиске.
В Узбекистане экспертиза заявки производится в три
стадии: формальная, предварительная и по существу. Предварительный патент
действует в течение пяти лет с даты проведения предварительной экспертизы и
может быть продлен до окончания экспертизы по существу с последующей
его заменой на постоянный патент со сроком действия 20 лет с даты
приоритета.
Патентование изобретения в Грузии и
Узбекистане, не входящих в ЕАПК, необходимо по той причине, что авиационные
заводы этих стран способны выпускать конкурирующую продукцию (самолеты
вертикального взлета и посадки).
Патентным законодательством Украины
предусмотрена двухстадийная система экспертизы заявок
на изобретения. При положительных результатах формальной экспертизы заявителю
по его просьбе может быть выдан временный патент на срок до 5 лет с даты подачи заявки под ответственность владельца и без
гарантии его действительности.
Европейское патентное ведомство не принимает заявок на секретные
изобретения, что в условиях отсутствия соответствующего закона РФ является
причиной неопределенности процедуры патентования заявляемого способа в ЕПВ. На
основании многолетнего опыта обращения с секретными материалами автор
изобретения считает его описание степени секретным, поскольку способ
вертикального взлета и посадки боевых машин не может не быть секретным.
С другой стороны, как упоминалось выше, – материальное воплощение изобретения не
может быть секретным.
Приведенная дилемма успешно
разрешается засекречиванием патентной документации и всех
опытно-конструкторских работ до даты подачи заявки (заявок) в ЕПВ, после чего
необходимо добиваться получения патентов всеми мерами.
Заявленный способ может оставаться секретным до первой
открытой демонстрации взлета-посадки, после чего ввиду своей очевидности способ
и устройство будут нуждаться в правовой охране, а не в засекречивании. Отказ
от патентования изобретения за рубежом под предлогом его секретности не может
скрыть его сущности, поскольку даже неспециалист установит содержание формулы
изобретения в момент первого взлета и представит в патентное ведомство её
письменное изложение до завершения посадки того же самого самолета.
Независимое
изобретение заявляемого способа иностранным автором так же неизбежно, как
неизбежна посадка взлетевшего самолета.
За разглашение конфиденциальных
материалов заявки и другие нарушения прав авторов Роспатент ответственности не
несет ввиду отсутствия соответствующих норм в законе.
Жалобы авторов в патентные суды
различного уровня заведомо бесполезны, поскольку все судебные решения
утверждаются директором Роспатента.
Во взаимоотношениях с ФИПС нужно иметь
в виду, что в этот институт направляется не защищаемая патентами по причине
секретности информация о новейших разработках военного и двойного назначения,
ознакомление с которой позволяет правильно оценивать состояние обороны РФ и
предсказывать направления её развития. Следовательно, Роспатент и все его
подразделения представляют собою несомненный интерес для промышленного
шпионажа и центральный объект для изучения иностранными разведками.
В то же время авторы не имеют
бесплатного доступа к выкладкам своих изобретений в приватизированной ФИПС базе
данных (http://www.fips.ru/russite/documents/gl1_1.htm#1_1_2) и по этой причине
не могут самостоятельно осуществлять патентный поиск.
Ко времени подачи заявки на выдачу
патента автор обычно истощает свои ресурсы, поскольку всё свободное время
расходует на подготовку патентной документации, а не приобретение материальных благ
и в этот ответственный момент его настигают многочисленные пошлины ФИПС, при
неуплате которых в двухмесячный срок заявка считается не поданной, а
выплаченные ранее суммы не возвращаются.
Между тем, патентный поиск вообще не
следует поручать Роспатенту (ФИПС), поскольку его результаты не признаются
ЕПВ, при этом заявитель вынужден уплачивать пошлины за одну и ту же работу
дважды – ФИПС и ЕПВ.
Кроме того, экспертиза заявки в ФИПС
по времени не укладывается в сроки, предусмотренные процедурой РСТ-Евро.
Учитывая то, как агентство Роспатент
распорядилось унаследованной от Госкомизобретений интеллектуальной
собственностью бывшего СССР (Патенты и лицензии, №12, 2000 г., с. 41-43),
осторожность при пересылке заявок в это ведомство необходима во всяком случае.
Процедура засекречивания изобретений Патентным законом РФ еще
не определена, поэтому никакое более или менее ценное новшество не может быть
запатентовано, если оно обладает потенцией засекречивания, т.е. представляет
интерес для военного ведомства или может повлиять на состояние экономической
безопасности государства.
Несмотря на то,
что у каждого изобретения по самому факту его рождения в чьей-то голове всегда
есть конкретный автор, и что все международные правила и стандарты (ВОИС, РСТ,
ЕПВ, ЕСО, МСО, МСФО-2000 и др.) требуют установления действительного автора –
физического лица, в последние три года за спинами изобретателей вновь идет
передел интеллектуального наследия бывшего СССР между промышленными "олигархами"
и Правительством РФ.
Так, в постановлении
Правительства РФ от 29 сентября 1998 года № 1132 написано: « …если до
вступления в силу настоящего постановления они (в т.ч. изобретения – Г.В.) не
являлись объектами исключительного права физических или юридических лиц (с чего
бы это? – Г.В.), а также, если информация об указанных результатах не являлась
общедоступной» (т.е. изобретение было секретным – Г.В.), то изобретениями
распоряжаются уже не их авторы, а ФАПРИД.
Основанием
претензий правительства к владельцам приватизированных предприятий служит то,
что в СССР заявки на изобретения подавались через ВОИР от имени государственных
работодателей, а не самими наемными работниками-изобретателями, которые
довольствовались государственным жалованьем, почетными грамотами и званиями
ударника комтруда и, следовательно, никакими другими
(авторскими) правами не обладают. Среди таких ("государственных")
изобретений наибольшую ценность представляют собою секреты аэрокосмической
техники, а также изобретения в области ракетных и ядерных технологий.
Бесхозными
оказываются также "выморочные" изобретения, т.е. интеллектуальная
собственность тех, кто творил за оградой закрытых КБ и теперь лежит вперемешку
со шпалами на магистралях ГУЛАГа.
Концентрация
всех высокодоходных изобретений и "ноу-хау" в предусмотренном
Патентным законом Федеральном фонде по замыслу Постановления № 1132 могла бы
существенно пополнить доходы государственного бюджета. Здесь достаточно
вспомнить о том, что в СССР одних только лицензий ежегодно продавалось на сумму
45 млрд. долл. (20), а ныне весь объем экспорта вооружений (в металле) не
превосходит $5 млрд. Роспатент располагает базой данных за всю историю
изобретательства в СССР и необходимые для полицейского сыска сведения он может
и обязан передать ФАПРИД согласно п. 3.1.1 его устава.
Резон в
действиях правительства есть, и напрасно вкладчики "интеллектуальных
взносов" поднимают СМИ на защиту "ценностей свободного рынка". –
Если авторские свидетельства на изобретения находятся на руках создателей, то их
можно обратить в патенты. Секреты полувековой давности вполне могут быть
патентоспособными и сегодня.
Общая стоимость
претензий Правительства РФ на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)
бывшего СССР оценивается в 400 млрд. долларов США. На основании того, что ранее
за границу было легально передано более 2000 лицензий на производство
вооружений и военной техники, а доходы от их использования не истребованы
(http://www.techbusiness.ru/tb/index.htm), руководство ФАПРИД планировало предъявлять
соответствующие иски зарубежным и отечественным пользователям
изобретений.
Юридическая
несостоятельность таких планов привела к тому, что ни одного иска так и не было
предъявлено, поэтому центр фискальных интересов государства сместился на
таможенное обложение экспорта дополнительными платежами в пользу созданного И.И.
Клебановым ведомства. Плата за экспорт оформляется
как приобретение у ФАПРИД "лицензии" на право пользования
изобретением, этому "лицензиару" не принадлежащим. – Достойное
занятие для Министерства юстиции.
Несколько
утешить экспортеров может лишь тот факт, что ФАПРИД проигрывает все судебные
разбирательства со злостными неплательщиками – вынужденными
"лицензиатами".