ПРОМЫШЛЕННАЯ
ПРИМЕНИМОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Экономические и военные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности и морской политики определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине РФ, Концепции внешней политики РФ, Основах государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года в области развития авиации, Основах политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2010 года, Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года, Концепции судоходной политики, Морской доктрине РФ на период до 2020 года и в других нормативно-правовых актах Федерации.
Общее руководство реализацией перечисленных Основ, Концепций и Доктрин осуществляет Президент Российской Федерации, который был уведомлен о сущности описываемого изобретения 6 раз, а всего обращений заявителя в органы исполнительной и законодательной власти по вопросу патентования секретных изобретений насчитывается более 30 (таблица почтовых отправлений находится в конце файла), что само по себе иллюстрирует дееспособность органов государственного управления РФ и декларативный характер перечисленных актов. Для сравнения отметим, что одного письма капитана Флерова из действующей армии в адрес Председателя СНК СССР в 1942 году оказалось достаточно для начала работ по созданию атомного оружия.
Технико-экономические соображения (ТЭС) о коммерческих перспективах заявляемой группы изобретений изложены в разделе 14, а в данном разделе характеризуются военные аспекты применения СВВП на суше и море в свете требований цитируемых ниже авиационной [46] и морской [39] доктрин.
Жирным шрифтом выделены государственные приоритеты и ключевые положения, реализация которых зависит от освоения заявляемого изобретения. Следующие затем авторские комментарии помечены номерами соответствующих пунктов доктрины.
13.1. Основы политики Российской Федерации
в области авиационной деятельности на период до 2010 года*
(утверждены Президентом РФ 3 февраля 2001 г.)
4. Государственные интересы Российской Федерации в области авиации определяют:
- размеры территории страны;
- недостаточное развитие наземных транспортных коммуникаций, особенно в районах Севера, Дальнего Востока и Сибири;
5. Государственные интересы Российской Федерации в области авиации формируются с учетом ведущих мировых тенденций в сфере изучения, освоения и использования воздушного пространства, основными из которых являются:
- усиление влияния военной авиации на соотношение сил в мире, на сохранение стратегической стабильности, на ход и исход войн и вооруженных конфликтов;
- обострение конкурентной борьбы между развитыми странами мира в целях завоевания сегментов этого рынка.
6. Государственные интересы Российской Федерации в области авиации предусматривают:
- обеспечение гарантированного доступа Российской Федерации к мировому воздушному пространству;
- создание условий для поддержания научного, технического, промышленного и кадрового потенциала, обеспечивающего авиационную деятельность;
- развитие потенциала военной авиации и поддержание его на уровне, достаточном для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
10. Основные принципы авиационной деятельности:
- достаточность необходимых для защиты государственных интересов Российской Федерации в области авиационных сил, средств и ресурсов, обеспечение их готовности к применению по предназначению;
- недопущение критической зависимости авиационной деятельности от иностранных государств;
11. Приоритетные направления авиационной деятельности:
- развитие и ремонт объектов авиационной инфраструктуры, в первую очередь аэродромов государственной авиации;
- поэтапное увеличение среднегодового налета экипажей военной авиации до необходимой нормы;
- совершенствование нормативно-правовой базы авиационной деятельности.
13. Основными мерами в области развития государственной авиации являются:
- восстановление боеспособности авиационных группировок за счет повышения уровня боевой и специальной подготовки авиационного персонала, исправности авиационной техники, продление ресурса и модернизации авиационной техники, оснащения военной авиации новыми образцами высокоточного авиационного оружия, придания ей многоцелевых свойств и расширения условий ее применения;
- завершение приоритетных опытно-конструкторских работ по созданию авиационных комплексов ближайшей перспективы (к 2005 году) и пятого поколения ( к 2010 году ), не уступающих по своим боевым возможностям лучшим мировым аналогам, создание научно-технического задела для авиационных техники и вооружения шестого поколения и начало их полномасштабной разработки после 2010 года;
- начало активного переоснащения авиационных группировок новыми авиационными комплексами с 2005 года;
- наращивание возможностей оперативного маневра авиационных группировок;
- реорганизация системы заказов в интересах проведения единой технической политики в области государственной авиации, максимальной унификации авиационной техники и средств ее обслуживания и ремонта.
14. Основными мерами в области развития научно-технического и производственного комплексов, экспериментальной авиации являются:
- обеспечение приоритетной поддержки со стороны государства разработки базовых критических технологий в целях их опережающего развития, сертификации и испытаний;
- поддержание существующего парка экспериментальной авиационной техники ее модернизация, создание новых экспериментальных образцов, проведение летных исследований и испытаний по основным приоритетным направлениям развития авиации;
- приоритетная поддержка проектов реструктуризации предприятий авиационной промышленности, которые предусматривают мероприятия по повышению рыночной стоимости их активов;
20. Основными мерами в области повышения безопасности авиационной деятельности являются:
- развитие средств защиты от несанкционированного вмешательства в авиационную деятельность, средств поиска и спасения;
При перепечатке материалов ссылка на http://www.maks.ru/ обязательна" [46].
*Примечание: в оригинале http://www.sova.ru/ имеются многочисленные опечатки, исправленные текстовым редактором Word при копировании текста – Г.В.
Промышленная применимость изобретения
для реализации авиационной доктрины Российской Федерации
4. Применение заявляемого изобретения обеспечивает устойчивость ПВО по всему периметру протяженных морских и сухопутных границ Российской Федерации, поскольку СВВП не требуют строительства аэродромов в условиях вечной мерзлоты на Севере и Востоке, где содержание и ремонт взлетно-посадочных полос сопровождаются повышенными затратами или невозможны (цитата):
"Не думаю, что восстановление системы аэродромов на Севере и Дальнем Востоке (хотя безусловно это делать надо) имеет с военной точки зрения большие преимущества. Уничтожить аэродром в Анадыре или Певеке (я просто был там) можно парой КР с подводных лодок.
А восстановить бетонное покрытие (кругом тундра) в боевых условиях там практически невозможно. И "грунтовку" не организуешь" [98].
10. Опыт скоротечных воздушно-космических операций последнего десятилетия предостерегает от концентрации авиации и материальных ресурсов на ограниченных площадях авиабаз в угрожаемый период и наглядно показывает одноразовый характер использования ВВС атакованной стороны для противодействия внезапной агрессии. - В первые минуты военного конфликта обороняющаяся сторона может поднять в воздух некоторое количество своих самолетов, но не вправе рассчитывать на посадку хотя бы одного из них на разрушенный аэродром, поскольку главной целью внезапного нападения является уничтожение авиации противника, а целью первого удара – взлетно-посадочная полоса.
"…Конфликты конца XX - начала XXI веков (Балканы, Афганистан и т.п.) как раз и являются яркими примерами борьбы технически развитых и отсталых в экономическом отношении стран. При этом развитые страны стремятся достичь своих военных целей почти исключительно силами авиации… Ударами авиации и высокоточных крылатых ракет, стартующих за тысячи километров от своих целей, разрушается экономическая, управленческая и военная инфраструктура противника, что заставляет его принимать требуемые политические условия" [93].
Всякая современная война является войной аэродромов – против аэродромов. Колоссальные затраты на создание ВВС в современных условиях вооруженной борьбы оказываются бесполезными.
Следовательно, техническая проблема вертикального взлета и посадки современного сверхзвукового самолета на неподготовленные площадки и небольшие корабли перерастает в проблему стратегической безопасности государства, в проблему его суверенитета и самого существования.
Задачи обеспечения боеготовности ВВС и рассредоточения самолетов на сухопутном и морском ТВД при всяком маневре авиационных группировок легко решаются применением заявляемого СВВП. Легкие СВВП базируются на небольших рассредоточенных площадках театра военных действий и тем сокращается время их подлета к зоне боевого применения:
"…Переход на сверхтяжёлые… машины в качестве основного типа тактического самолёта привёл… к тому, что дальность и высокая крейсерская скорость расходуется на перелёт из оперативно малооправданного места базирования…" [95].
Уменьшение дальности подлета-отлета, в свою очередь, позволяет сократить расход топлива и взлетную массу самолета, что открывает перспективы для общего снижения массы и прочности планера, веса и мощности двигателей (двигателя), а также уменьшения стоимости самолета в производстве и эксплуатации.
Уменьшение взлетной массы истребителя 5-го поколения на 30-50% против массы тяжелых многоцелевых самолетов класса СУ-27 повысит устойчивость ПВО по целому ряду параметров:
- сокращается время реакции истребителя ПВО за счет вертикального взлета в охраняемой зоне,
- тяжелый самолет оснащают тяжелым же вооружением большого радиуса действия, а легкий истребитель сам приближается к классу ракет "земля-воздух";
- контроль воздушного пространства и наведение истребителя на цель осуществляют во время нахождения машины на земле, а не в воздухе, как практикуется современными ВВС, что обеспечит снижение стоимости всей системы ПВО;
- затраты на производство 2-3 легких истребителей будут сопоставимы со стоимостью строительства одного тяжелого многоцелевого самолета, выполняющего аналогичное задание по обороне своего района (сравним цены F-22 и F-35), поэтому эффективность системы ПВО возрастет за счет увеличения численности и, соответственно, срока жизни легких перехватчиков;
- тяжелый истребитель, осуществляющий долговременное барражирование в своей зоне ответственности, либо осуществляющий перелет к месту базирования, достаточно легко обнаруживается противником и поэтому уязвим. Звено легких перехватчиков, эквивалентных по суммарной стоимости одному тяжелому самолету, осуществляет кратковременные полеты в зоне боевых действий без конкретной привязки к аэродрому, поэтому легкие самолеты вертикального взлета и посадки менее уязвимы, а эффективность и живучесть всей системы ПВО оказывается более высокой;
- невысокая стоимость эксплуатации легких истребителей допускает более интенсивное обучение летного персонала навыкам практического пилотирования и воздушного боя, что также способствует повышению устойчивости ПВО и боеготовности ВВС;
Самолеты вертикального взлета и посадки могут заменять вертолеты в некоторых областях их использования, в том числе и в зонах локальных конфликтов на неподготовленной для базирования обычных самолетов местности. В частности, рассредоточенное базирование авиационных частей и подразделений (эскадрилий, звеньев и отдельных самолетов) в прифронтовой полосе позволит передать функции постановки боевой задачи и наведения самолета на цель с фронтового и армейского уровня до уровня стрелкового полка, батальона, роты и даже отдельной разведгруппы, если она выполняет задачу поиска конкретной цели для приданного ей штурмовика. Такое взаимодействие сухопутных войск и авиации позволит более эффективно поражать мелкие подвижные цели и подразделения противника за счет увеличения скорости реагирования авиации на требования наземных войск.
11. Применение легких СВВП-УБС сопровождается значительной экономией топлива и других затрат, что удешевляет эксплуатацию самолетов и способствует увеличению годового налета часов пилотами ВВС.
В области нормотворчества авиационной доктриной (п. 11) упущено:
- государственное финансирование патентных исследований и финансовое обеспечение процедуры зарубежного патентования изобретений, относящихся к военной авиации и авиационным технологиям двойного назначения;
- инновационная деятельность государства в области создания новых образцов авиационной техники;
- льготное кредитование опытно-конструкторских работ и технологических исследований в процессе внедрения перспективных изобретений и создания новых образцов авиационной техники.
13. Перевооружение ВВС самолетами известных типов (не СВВП), а также строительство сети военных аэродромов без учета изобретения может оказаться преждевременным в военном и опрометчивым в финансовом отношении.
14. Уровень стоимости активов российского АВПК прямо зависит от успеха или неудачи патентования заявляемого изобретения за рубежом. Надежная правовая охрана изобретения и демонстрация уникальных свойств товарной продукции обеспечат технологический отрыв отечественного авиастроения от иностранных конкурентов, быстрый рост стоимости его активов и экспорта самолетов, а патентование изобретения иностранным автором повлечет утрату российского приоритета в пионерном направлении предстоящего развития авиатехники и снижение экспорта.
С учетом большой протяженности морских границ РФ и наличия спорных акваторий во многих прибрежных морях своевременное патентование и практическое использование СВВП и БЛА-амфибий становится особенно актуальным.
20. Изобретение обеспечивает безопасную посадку на воду сверхзвуковых самолетов при любой высоте волны и тем решается задача спасения машины и экипажа при повреждении машины или корабля, на котором самолет базируется. В СССР мало уделялось внимания задаче спасения экипажа самолета, терпящего бедствие над морем. Применением СВВП-амфибий по пп. 8-11 решается и эта проблема.
Применение изобретения для строительства безаэродромных самолетов имеет большое экологическое значение, поскольку не потребуется закрывать бетоном взлетно-посадочных полос значительные площади земель сельскохозяйственного назначения.