13.2. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года
(утверждена Президентом РФ 27 июля 2001 г. Пр-1387)
"I.
Общие положения
Освоение пространств и ресурсов Мирового океана – одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути. Реализация Морской доктрины должна способствовать дальнейшему укреплению позиции России в качестве ведущей морской державы и созданию благоприятных условий для достижения целей и решения задач национальной морской политики.
II. Сущность национальной морской политики
Принципами национальной морской политики являются:
- обладание необходимым военно-морским потенциалом и его эффективное использование в случае необходимости для силовой поддержки морской деятельности государства;
- интегральный подход к морской деятельности в целом и дифференциация ее на отдельных направлениях с учетом изменений их приоритетности в зависимости от геополитической ситуации;
- поддержание составляющих морского потенциала Российской Федерации на уровнях, соответствующих национальным интересам России, в том числе обеспечение присутствия российского флота в удаленных районах Мирового океана и российских исследователей на Антарктическом континенте;
III. Содержание национальной морской политики
Освоение ресурсов Мирового океана является обязательным и необходимым условием сохранения и расширения сырьевой базы Российской Федерации, обеспечения ее экономической и продовольственной независимости.
Осуществление военно-морской деятельности
Военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением национальных интересов и безопасности Российской Федерации в Мировом океане, относится к категории высших государственных приоритетов.
Военно-Морской Флот создает и поддерживает условия для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности Российской Федерации в Мировом океане, обеспечивает военно-морское присутствие Российской Федерации в Мировом океане, демонстрацию флага и военной силы, визиты кораблей и судов Военно-Морского Флота, участие в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации.
IV. Реализация национальной морской политики.
1. Администрирование морской деятельности
Совет Безопасности Российской Федерации, как конституционный орган при Президенте Российской Федерации, выявляет угрозы, определяет жизненно важные интересы общества и государства, разрабатывает основные направления стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации в Мировом океане.
Федеральные органы исполнительной власти, взаимодействуя между собой, осуществляют в пределах своей компетенции управление морской деятельностью Российской Федерации" [39].
Промышленная применимость изобретения
для реализации морской доктрины Российской Федерации
В концепции "новых рубежей" (1963) было объявлено, что США имеют жизненно важные интересы на других берегах Тихого и Атлантического океанов. Эта концепция основывалась на результатах теоретических исследований П. Баржо, изложенных в книге "Флот в атомный век", где высказано предостережение, в полной мере относящееся к современному состоянию ВМФ России:
"...агония флота предвещает траур для нации… Мы рискуем потерять одну за другой все части нашей империи, которую мы создали нашей верой и нашей кровью, мы рискуем поставить под угрозу нашу независимость и даже само существование нашей страны, если упустим из виду, что наша судьба по-прежнему решается в океанах".
Современное состояние морской авиации охарактеризовано в предыдущих разделах (палубная авиация), где показано, что в России не только отсутствует океанский флот, но нет и авиационного прикрытия флота прибрежной зоны, поскольку отсутствует палубная авиация. Попытка решения проблем морской авиации путем строительства авианесущих крейсеров проекта 1143 водоизмещением 40 тыс. тонн ("Минск" и др.) привела к полной утрате боеспособности авиационной составляющей ВМФ РФ, о чем выше (раздел 1.2) приводились свидетельства очевидцев, проходившие службу на кораблях этой серии:
"Теоретически, на корабле может базироваться до 40 Су-33. На деле страна …с огромным трудом подготовила только семь машин" [68].
"…предположим, что флоту сейчас выделили деньги достаточные, скажем, для строительства двух авианосцев. Мое мнение - их строить в сложившейся обстановке нельзя ни в коем случае! Во-первых, флот получит очередной долгострой, при этом водоизмещение будет постоянно расти, а техзадание изменяться. В результате строительство выпадет из всех мыслимых графиков. Ну нет у нашей промышленности опыта строительства полноценных авианосцев, а в штабе ВМФ нет целостного представления - как этот корабль должен выглядеть и как его в стратегию "современного" российского ВМФ вписать.
Ну, допустим, - построили (кстати, где? - Николаев - в Украине). А дальше что? А дальше будет как с "Кировым" - на корабле пора капремонт делать, а доков для этой громадины на СФ - нет. …А подготовка пилотов для палубной эксплуатации? А строительство специальных палубных версий серийных истребителей, штурмовиков?
- Да Вы посмотрите на "Кузнецов"! - Сравните деньги, вложенные в него и реальную боевую эффективность на данный момент!" [99].
"Стоимость ПЛАРК пр.949/949А в советских ценах до 1990 г - 350-400 млн. руб. Для сравнения: стоимость ТАРКР пр.1144.2 ("Калинин") - около 500 млн. руб., ТАКР пр.1143.5 ("Кузнецов") - 550 млн. руб. (по другим данным – 440 млн. руб. без авиации – Г.В.), АТАКР пр.1143.7 ("Ульяновск") - 800 млн. руб…" [97].
Таким образом, стоимость ПЛАРК типа "Курск" проекта 949 сопоставима с ценой ТАКР "Адмирал Кузнецов", при этом истребитель F-14 "Томкэт" в 1974 году был способен сопровождать 24 цели и наводить ракеты на 6 целей, т.е. 4 истребителя могли парировать одновременный пуск всех 24-х противокорабельных ракет "Гранит" с лодки проекта 949, первая из которых ("Краснодар") была спущена на воду через 12 лет после принятия на вооружение своего соперника – истребителя F-14.
Заявляемое применение комплекса аппаратов-амфибий (МАРК) позволит восстановить присутствие российского флота в Мировом Океане на основе имеющихся материальных ресурсов с минимальными финансовыми затратами на модернизацию самолетов и кораблей (п. II доктрины).
Перспективы тактического (и оперативного) применения заявленного способа на морском ТВД переоценить невозможно. Весьма вероятно и стратегическое значение изобретения, поскольку широкие возможности тактического применения обеспечивают успешное решение разнообразных оперативных задач, а это, в свою очередь, влияет и на стратегическое соотношение сил…
Освоение способа морской авиацией позволит использовать для базирования современных самолетов практически все корабли ВМФ, а при необходимости истребитель может благополучно сесть на торговое судно, танкер, баржу или на воду. Беспилотные ракеты и СВВП-амфибии скрытно ожидают появления корабля противника весьма длительное время, атакуют и меняют свою дислокацию перемещением по воздуху или под водой (рис. 10). Такие способности морской авиации сделают АУГ уязвимыми, поскольку авианосцы представляют собою самую крупную и предпочтительную цель.
Таким образом, задача рассредоточения ВВС и других средств быстрого возмездия успешно решается не только на сухопутном, но и на морском ТВД, где ракетная угроза не концентрируется на обнаруженной и контролируемой неприятелем тяжелой АПЛ, а растворяется в океане и медленно мигрирует в морских течениях по программе БЦВМ и командам управления ВМФ.