Советнику вождя

На главную

Протоколы

Темные века

Прогноз Центра содействия стабильности (ЦСС)

Вы - здесь

 

Приложение "А"

к предвыборной программе Е.М. Примакова; http://gossovet.ru/2000/prg/node32.html

Текст для распечатки программы в формате .pdf (2.2 Mb)

Текст для распечатки программы в формате Word (rar 2.3 Mb)

 

Настоящее приложение посвящено описанию одного из вариантов развития событий, выход на который в долгосрочной, около 50-100 лет, перспективе просматривается сразу с нескольких веток сетки вариантов (рис. 6.1 стр. 81; http://gossovet.ru/2000/prg/prg.pdf).

Необходимо отметить, что описанная здесь перспектива настолько неблагоприятна и при этом так сильно выбивается из привычной картины мира, что срабатывают защитные механизмы человеческого сознания и данный прогноз не воспринимается по принципу "этого не может быть потому, что этого не может быть никогда".

Поэтому у нас были сомнения, включать ли данный прогноз в текст нашей работы даже как приложение. Тем не менее, мы все-таки сочли целесообразным это сделать, поскольку последствия осуществления данного варианта вполне сопоставимы с последствиями ядерной войны - за исключением, пожалуй, глобальных климатических изменений ("ядерной зимы").

Что же касается кажущейся невероятности осуществления этого варианта, то рискнем заметить - если бы сто лет назад, в начале XX века, кто-либо дал прогноз развития событий на прошедшее столетие, включавший в себя хотя бы в общих чертах Первую и Вторую мировые войны, революцию в России и гражданскую войну, приход к власти Гитлера в Германии и т.д., то, боимся, в осуществление этих вполне реальных (как мы теперь знаем) событий в начале XX века поверить было бы крайне затруднительно.

 

Исторические аналоги

Рассматриваемый нами вариант развития событий назван нами "тёмные века" по аналогии со средними веками. Это такой же иной тип цивилизации по отношению к существующей сейчас, каким были и средние века по отношению к античности. Если же вспомнить известное выражение "развитие идет по спирали", то тёмные века представляют из себя тот участок этой спирали, который находится над средневековьем.

 

Глобальный характер

Необходимо отметить, что тёмные века могут быть инициированы не только событиями в России, но и процессами в других странах. То есть, нельзя сказать, что только от одной России зависит, наступят они или нет. Однако обратное верно: если события в России пойдут в соответствующую сторону, то тёмные наступят в общемировом масштабе.

Однако, поскольку предметом данной работы являются процессы в России, то инициация тёмных веков событиями в иных странах здесь не рассматривается.

 

Условия возникновения

Выход на тёмные века происходит как логическое завершение ситуации, когда:

- общество оказывается неспособным обеспечить такую ситуацию в экономике, чтобы легальные методы обеспечивали достаточный (свой для каждого социального слоя) уровень дохода и служили основным источником средств существования подавляющему большинству своих членов;

- члены общества не имеют надежды на изменение такой ситуации в обозримой перспективе;

- за этот период происходит две-три смены поколений.

Такое положение приводит к тому, что большинство членов общества вынуждено использовать внесистемные (т.е. незаконные) способы в качестве основных источников к существованию, и выбор человеком этих методов ограничивается, по сути, только внутренними сдерживающими механизмами.

Постепенно, со сменой поколений, действие этих защитных механизмов ослабевает, и поведение людей начинает определяться исключительно соображениями личной целесообразности. Общество разрушается.

Законы, формально продолжая действовать, не соблюдаются.

Государство, формально продолжая существовать, не может контролировать даже действия своих собственных структур - поскольку они в массе своей также состоят из людей, действующих только из личной целесообразности и превращается в совокупность самостоятельных силовых группировок, действующих фактически на равных с самообразованными (коммерческими и криминальными) структурами.

Пример общества, вплотную подошедшего к грани тёмных веков (если не перешагнувшего ее), у всех в России перед глазами. Это Чечня. Национальные особенности сыграли здесь только ту роль, что не потребовалось смены нескольких поколений для "отключения" моральных сдерживающих механизмов у основной массы членов данного общества.

 

Точки выхода

Определенная (но не 100%-я) вероятность выхода на тёмные века в долгосрочной перспективе, через два-три поколения, существует при:

- закрытой неизолированной нерыночной стратегии (левой);

- крайне правой евроориентированной стратегии, оба варианта (А и Б);

- крайне правой американоориентированной стратегии.

 

Однако существуют также случаи безвариантного, т.е. с вероятностью 100 %, выхода на тёмные века. Это происходит при осуществлении:

- обоих закрытых изолированных стратегий - как нерыночной, так и рыночной;

- олигархической стратегии;

- правой евроориентированной стратегии, вариант Б;

- правой неориентированной стратегии;

- правой американоориентированной стратегии;

- нынешнего положения неопределенности.

 

Выход с существующего положения

Зачатки процессов, ведущих в конечном итоге к тёмным векам, существовали еще в советское время, и известное полушутливое выражение "чтоб ты жил на одну зарплату" является их отражением. Однако, поскольку в советском обществе для всех его граждан было обеспечено качество жизни, пусть и невысокое по международным стандартам, но существенно превышающее уровень выживания, то внесистемные методы получения дохода становились основными лишь для узкого слоя лиц ("цеховики", "фарцовщики" и пр.). Большинство же населения, включая госслужащих, хотя и выражало недовольство, но удовлетворялось легальными способами получения дохода, используя внесистемные методы только как дополнительный источник ("несуны").

В условиях современной России положение меняется.

Очевидна экономическая невозможность для государства легально обеспечивать даже для собственных служащих такой уровень дохода, чтобы госслужба являлась основным и единственным источником их существования. В результате привлечение сотрудников в государственные структуры обеспечивается только тем, что должности в негласном порядке отдаются, пользуясь допетровским термином, "на кормление".

Это приводит к тому, что отдельным частям госаппарата становятся необходимыми неисполнимые законы - суммарные налоги под 100% от прибыли, которые физически невозможно заплатить; санитарные нормы торговли, которые физически невозможно соблюдать; нормы исправности автомобилей, которые не достигаются на новых машинах с конвейера и т.д.

Эти вопросы кажутся мелкими и незначительными с высот "большой государственной политики", и потому довольно легко лоббируются соответствующими ведомствами - которые с них и кормят своих сотрудников. В результате жизнь общества вытесняется за пределы официального правового пространства, и самое опасное здесь то, что общество в целом приучается постоянно и регулярно нарушать закон.

А дальше, как говорит французская пословица, "кто украл яйцо, тот украдет и быка". Происходит эскалация нарушений законодательства, и постепенно вся правовая система государства перестает функционировать, поскольку на нее перестают обращать внимание.

 

Существующие предвестники

Существующее положение с правопорядком в стране достаточно известно. Для значительной, если не подавляющей, части населения страны не вполне легальный способ получения дохода - основной источник средств к существованию. Так, зарплата "черным налом" - уголовное преступление по действующему законодательству как для работодателя, так и для работника. Но это - норма даже не для миллионов, а для десятков миллионов людей.

С точки зрения анализов процессов в обществе, это есть не что иное, как массовое приучение граждан к необязательности соблюдения формально обязательного законодательства - в тех случаях, когда это лично невыгодно.

То же самое, только в еще более резко выраженной форме, наблюдается в госаппарате. Официальные зарплаты госслужащих известны; в лучшем случае, человек на такую сумму может лишь обеспечивать себе скромное питание. Но уровень жизни госслужащих в основной своей массе также известен - он не соответствует официальному уровню доходов. Результат закономерен.

Государственный аппарат уже сейчас не в состоянии обеспечить собственную управляемость, и распадается на отдельные кланы - не по принципу подчиненности, а принципу принадлежности к тому или иному источнику внесистемного "корма". Процесс идет сверху до низу, причем в "низах" он выражен еще ярче, чем в "верхах". И при всем том государство при его сегодняшнем устройстве не имеет никаких механизмов, чтобы повлиять на ситуацию и обеспечить соблюдение собственных законов. Чтобы доказать это, мы провели небольшой мысленный эксперимент.

 

Правоохранительные органы как лицо государства

Из всех органов государственной власти рядовой человек чаще всего соприкасается с милицией, причем на самом низовом уровне - с патрульными на улицах и инспекторами ГИБДД. С остальными структурами госуправления гражданин сталкивается гораздо реже.

Без преувеличения можно сказать, что для рядового гражданина России лицо государства - это низовой работник милиции. Отсюда особая важность органов внутренних дел в системе госуправления, обуславливаемая не только и не столько их функцией борьбы с преступностью, сколько фактическим представительством государства в глазах граждан страны. Отсюда особое влияние процессов, происходящих в органах правопорядка, на процессы в обществе в целом.

Поэтому проведем наш мысленный эксперимент именно относительно низового уровня правоохранительных органов, причем выберем для мысленного эксперимента такую ситуацию, которая еще не происходила на практике и кажется невероятной.

Представим себе, что некий патруль ГИБДД, остановив автомобиль на улице, под угрозой табельного оружия отнял кошелек у остановленного им водителя. Это уголовное преступление, юридически квалифицирующееся по ст. 162 УК п.п. 2а, 2г - разбой, т.е. нападение с целью хищения чужого имущество, совершенное с применением угрозы насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору с применением оружия. За такое преступление УК предусматривает наказание от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Дальнейший анализ реальных действий сторон - потерпевшего, органов следствия, преступников и их начальства по месту службы в ГИБДД - показал, что в рамках официально признаваемых правил функционирования общества, т.е. без использования, так сказать, "неуставных взаимоотношений", инспектора-разбойники в лучшем случае будут уволены из ГИБДД, но уголовного наказания скорее всего не понесут.

Рассмотрим ситуацию дальше, и предположим, что инспектора договорились застрелить потерпевшего, чтобы вообще не было свидетеля, и выполнили уговор. Это уголовное преступление, подпадающее под ст. 102 п.п. 2ж и 2з - убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору и сопряженное с разбоем, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет, либо смертной казнью или пожизненным заключением.

Между тем анализ реальной ситуации показывает - для преступников последствия скорее всего ограничатся написанием рапорта о применении оружия против "лица, совершившего нападение на сотрудников милиции" и свидетельскими показаниями в их пользу своих друзей и родственников, якобы "оказавшихся" в тот момент поблизости.

Кажется невероятным, чтобы такие тяжкие преступления, как разбой и убийство, к тому же открыто совершенные сотрудниками правоохранительных органов, остались бы безнаказанными. Однако вот случай, произошедший в реальной жизни:

"Два отца с сыновьями выпивали в машине, припаркованной во дворе их дома, когда появились два милиционера. Слово за слово, милиционеры схватились за пистолеты, и через несколько минут пенсионер-инвалид был убит, еще один мужчина тяжело ранен. Против оставшихся в живых мужчин возбуждено уголовное дело по ст. 318, ч. 1 УК РФ - насильственные действия по отношению к сотрудникам правоохранительных органов.

Участвовавшие же в поединке представители этих органов премированы" ("Новая газета" № 11 от 30 марта 1999 г.).

Очевидно, мужики, решив выпить, укрылись от глаз домашних в своей же машине в своем же дворе. Патруль милиции решил проверить документы - но кто же носит документы у собственного подъезда? Последовало "приглашение в отделение", на что шло возражение - "зайдем домой и покажем документы". Остальное очевидно.

Наши гипотетические преступники в мысленном эксперименте и вышеописанные реальные сотрудники милиции понесут какое-то наказание только в случае применения внесистемных, официально не признаваемых законными, методов - от неформального "стимулирования" сотрудников органов дознания со стороны потерпевших до прямого самосуда силами их друзей и родственников. Причем это наказание совершенно не обязательно будет соответствовать нормам УК.

Собственно, именно возможность "неформальных" ответных мер - а вовсе не правоохранительная система государства - удерживает от прямого разбоя на дорогах.

 

Реальное лицо государства в глазах гражданина

Повторим еще раз: низовой работник милиции - это лицо государства в глазах рядового гражданина, просто потому, что именно с ними гражданин сталкивается чаще всего.

Рассмотрим, как выглядит это лицо в реальной повседневной жизни рядового гражданина.

В 1999 году "Новая Газета" провела акцию "Без милицейского произвола". Было опубликовало около сотни случаев на основе писем и звонков читателей по "горячей линии"; нетрудно догадаться, что опубликована только малая часть присланного, а в газету прислана только малая часть реально произошедшего.

Вот только два примера:

"... Около полуночи с пятницы на субботу мой сын с девушкой вышли из дома (в районе дома 84 по улице Дубининской), сели в машину и стали ждать, когда она прогреется.... К ним подъехала милицейская машина. Из нее вышли четверо дюжих служителей закона с автоматическим оружием наперевес и подошли к ребятам. Не представились. Сами открыли дверцы машины. Проверили документы. Потом взяли сумочку девушки и покопались в ней. Наткнулись на мобильный телефон и не обнаружили разрешения на него. Двое забрали девушку и посадили в свою машину. Двое других остались с моим сыном. Обыскали его вплоть до внутренних карманов куртки. Проверили вены - не ширяется ли. Не ширяются, вот ведь незадача. Девочка учится в Плехановском институте, мальчику 17 лет. Придраться было не к чему, разве что к отсутствующему разрешению на мобильный.

Текст (уже в машине служителей закона) звучал примерно так: "Ну что, девушка, студентка, значит, понятно, сейчас мы телефончик конфискуем, а потом вы у нас его заберете за штраф в десять минимальных зарплат. Так будем жить или договоримся?"

Девочка от испуга вообще ничего не может вспомнить - ни как они выглядели, ни какая была машина. Она только помнит, что очень испугалась и единственным желанием было отдать им все, что у нее было, и уехать. И она отдала - 300 рублей, ровно столько у нее оставалось до следующей стипендии" (№ 8 от 28 февраля 1999 г.)

"... Такое случается ежедневно. (Тому подтверждение - письма, пришедшие к нам в редакцию, письма, что близнецы-братья.)

Задержан подросток без всяких на то оснований, ему пытались подсунуть наркотики - не вышло, просидел шесть часов в милиции, без адвокатов, без всяких объяснений, без звонка родителям. Он был избит, что доказано экспертизой. И не синяки зафиксировал врач, а сотрясение мозга. У парня были украдены деньги ... Допрашивался оперативником, не имевшим никаких на то полномочий. Задержан был не один, другим мальчишкам тоже досталось. Их пугали оружием, у одного из пацанов вырвали клок волос.

Список преступлений и нарушений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, можно продолжать - займет листов пять убористого текста" (№ 9 от 16 марта 1999 г.).

К сожалению можно констатировать, что безнаказанное нарушение не только служебных инструкций, но и Уголовного кодекса становится нормой среди работников низового звена правоохранительных органов. Массовость подобных случаев показывает - это не "единичные недостатки", и с ними нельзя справиться административными или даже уголовными мерами в отношении "отдельных нарушителей". Причем правоохранительные органы по части нарушения закона их низовыми сотрудниками не являются исключением.

Точно такая же ситуация и в любой другой госструктуре - начиная от муниципальных управ, мэрий, таможен и кончая санэпидстанциями, торговыми инспекциями и пр.

Правоохранительные органы привлекают к себе больше внимания просто потому, что они больше на виду у рядовых граждан.

 

Смена поколений

Рассмотрим теперь, что будет происходит при смене поколений - как в аппарате государственного управления, так и в экономических структурах (производственных, торговых и финансовых).

Низовой сотрудник милиции - это не просто тот представитель государства, с которым чаще всего соприкасается рядовой гражданин. Это единственный представитель государства, с которым непосредственно соприкасается подрастающее поколение. Именно поведение низовых сотрудников милиции дает тот жизненный опыт, который определяет отношение к закону, государству и государственным органам. Именно это отношение, полученное в молодом возрасте, человек и пронесет с собой всю оставшуюся жизнь.

Теперь зададимся вопросом - как будут относиться к закону и его представителям та студентка Плехановского института и ее молодой человек, о которых шла речь выше? Вопрос риторический. Если не как к врагам, которых надо уничтожать (иначе уничтожат тебя) - то уж точно не как к "своим". А ведь эта студентка - будущий бухгалтер или экономист предприятия. После того, как в юности она столкнулась с вот такой "реальной правоприменительной практикой", вряд ли возможно будет убедить ее в необходимости честно платить налоги, идущие, в частности, на содержание вот такой милиции и вот такого госаппарата. А ее молодой человек - это, возможно, будущий руководитель предприятия. Когда на его предприятие придут с проверкой автоматчики налоговой полиции, что он вспомнит - дядю Степу из детских книжек или реальное унизительное бессилие в юности перед произволом таких же автоматчиков в форме?

Чего он будет ожидать от пришедших к нему представителей власти - строго соблюдения законов или опять-таки произвола? И какие мысли у него возникнут, кроме желания дать отпор? Вот он и даст отпор, невзирая ни на какие законы, как только окажется достаточно возможностей. А они будут. Вспомним подростков, задержанных без оснований и избитых в милиции. В 18 лет их забирают в армию. И если они туда согласятся пойти (что вовсе не очевидно, ввиду их жизненного опыта) - то их там первый год унижают самих, а второй год дают возможность унижать других.

В 20 лет они выходят из армии, на опыте всей своей предыдущей жизни убедившись, что Конституция, законы, уставы, порядок, государство и все прочее - пустой звук, не имеющий отношения к реальной жизни. Что в реальной жизни все решают деньги и грубая физическая сила, но никак не законность действий и тем более их соответствие Конституции. Что от государства и госорганов следует ждать только унижения - а защиту человек получает, только примкнув к какой-то "стае", неважно к какой, и беспрекословно выполняя распоряжения вожака.

По выходу из армии у наших бывших подростков три пути. Первый путь совершенно очевиден - криминал, организованные преступные группировки. Второй путь - примкнуть к "стае власти", то есть пойти в ту же милицию, контрактниками в армию и пр. Как будут вести себя там ребята, прошедшие подобную школу в юности - вопрос опять-таки риторический.

Наконец, третий путь, по которому пойдет большинство - примкнуть к "экономической" стае, то есть пойти работать куда-нибудь на производство, в торговлю, охранником в финансовые структуры и т.п. И можно быть уверенным - если вожак этой "стаи" (например, тот самый молодой человек, о котором речь шла выше) даст им оружие в руки и прикажет дать отпор налоговой полиции, пришедшей на предприятие, то приказ будет выполнен без раздумий и сомнений.

В глазах ребят, с молодости прошедших такую жизненную школу, это не представители государства и закона, а просто другая стая, от которой надо отбиться. А уж что целесообразнее - отбиваться или договариваться - дело вожака. Который, напомним, тоже не испытывает пиитета перед таким законом и такими его представителями.

Разумеется, ситуация, когда руководитель предприятия отдаст приказ оказать вооруженное сопротивление представителям власти и приказ будет выполнен, сложится в России не сегодня и не завтра. Но это может возникнуть уже в следующем поколении, и тем более - через два-три поколения.

Что же касается Чечни, то описанная выше ситуация - вооруженный отпор законной власти - для нее уже сегодняшний день.

 

Преддверие тёмных

Результат смены поколений в описанных выше условиях очевиден.

Во-первых, каждое следующее поколение будет состоять из людей, существенно меньше, чем предыдущее, обращающих внимание на закон и какие-либо моральные нормы. Впрочем, и само понятие морали в ее нынешнем понимании исчезнет; останется только понятие целесообразности. Это приведет к резкому, качественному изменению состояния общества в целом - оно будет состоять из людей, не имеющих никаких внутренних ограничителей.

Во-вторых, разница между властью, криминалом и экономическими структурами сотрется окончательно.

В-третьих, произойдет очень четкое расслоение общества на "высших" - тех, кто принимает решения, и "низших" - тех, кто эти решения выполняет, при этом ни те, ни другие через несколько поколений не будут иметь даже представления о таких понятиях, как законность или мораль.

В-четвертых, территория страны фактически распадется на ряд зон, каждая из которых будет находиться под контролем какой-либо группировки. Но это будет не та конфедерализация, о которой говорилось в России уже достаточно много. Не случится никаких аналогов Беловежских соглашений, не станет делаться никаких политических деклараций о выходе из Российской федерации - просто на президента страны и распоряжения правительства будут обращать ровно столько же внимания, как, скажем, на генсека ООН и резолюции Совета Европы.

Если внимательно проанализировать реальную ситуацию в России сейчас, то мы увидим - в проведенном анализе нет ни одного процесса, который бы уже не шел.

Стирание граней между органами власти, организованными преступными группировками и экономическими структурами - факт.

Нарушение регионами федерального законодательства - факт.

Массовое использование закона как прикрытия для своих личного обогащения в "низах" госорганов - факт.

Массовое игнорирование закона рядовыми гражданами - факт.

Массовое разрушение моральных ограничителей, когда нормой поведения в обществе становятся действия, вчера еще считавшиеся преступлением - тоже факт.

То есть, по сути, в данном анализе мы просто взяли уже идущие процессы и довели их до логического развития, и при этом учли смену поколений - т.е. уход тех, кто еще застал более или менее стабильное общество и сохранил внутренние ограничители, что можно делать, а чего делать нельзя. Но это еще не сами тёмные века, а только их преддверие.

 

Выход с закрытых (левых) стратегий

Выход к тёмным с существующего положения рассмотрен выше. Теперь определим, что произойдет, если какая-либо из закрытых (левых) стратегий окажется осуществленной в нынешних условиях.

Прежде всего, из анализа закрытых стратегий следует, что большинство из них формируют экономику, которой свойственен дефицит той или иной степени тяжести. То есть, если сейчас государство не имеет финансовых средств для оплаты труда своих служащих, то при закрытых изолированных или нерыночных стратегиях деньги будут, но не будет товаров. Таким образом, кардинальным образом изменить ситуацию в сфере госуправления государство не сможет.

Это означает, что остается в силе все то, что сказано относительно выхода на тёмные века из нынешнего положения (п. 241 стр. A.5). Разница лишь в том, что:

- при изолированных стратегиях процессы будут выражены резче, чем при выходе с существующего положения, и будут протекать быстрее, в силу меньшего количества ресурсов в экономике и соответствующего падения среднего уровня жизни;

- при закрытой изолированной нерыночной стратегии (т.е. попытке реставрации экономики СССР 70-х - 80-х годов) процессы будут проявляться мягче.

 

Выход с олигархической стратегии

Выход на тёмные века с олигархической стратегии (п. 10.5 на стр. 145), произойдет таким же образом, как было описано выше - с той разницей, что процессы будут выражены резче. Это связано со следующими обстоятельствами.

Прежде всего, олигархическая стратегия по своей сути подразумевает внесистемные, "нелегальные" способы управления. Олигархическая стратегия может быть реализована только при условии сохранения существующего положения, когда госслужащие легально получают крайне незначительный доход - это обеспечивает почву для нелегального олигархического контроля над госаппаратом путем параллельной, "теневой" системы оплаты.

Но любой предприниматель заинтересован только в своей прибыли и не интересуется направлениями, прибыли не приносящими. Это нормально для рыночной экономики и для предпринимателя, контролирующего определенный (пусть даже довольно большой) сектор рынка, однако при олигархической стратегии, представляющей из себя монопольный контроль за всей страной в том же режиме, в котором предприниматель контролирует свое предприятие, происходит переход количества в качество.

Так, в части олигархического контроля над госаппаратом система "теневой оплаты" будет распространяться только на тех госслужащих, которые необходимы для обеспечения бесперебойного экспорта. Все остальные неинтересны - соответственно, на них не будут обращать внимания, а это означает практически полную свободу жить на "подножном корме".

Далее, заинтересованность только в прибыли на государственном уровне означает заинтересованность в развитии только тех производств, которые эту прибыль приносят. Это - экспортные отрасли. Соответственно, на развитие всего остального сектора экономики не будет обращаться никакого внимания. Это, в сочетании с вышеописанными процессами в госаппарате, даст резкое падение уровня жизни основной массы населения и приведет точно к тому же делению страны на "зоны благополучия" и "зоны хаоса", которые описаны в п. A.8.2 (стр. 251).

 

Выход с правых стратегий

Суть всех правых стратегий (евроориентированных, неориентированных и американоориентированных) - приватизация, т.е. продажа госсобственности на том основании, что частный владелец управляет производством лучше, чем государство. С учетом того, что представляет из себя государство сегодня, это бесспорный факт. Но рассмотрим, к чему приведет такое повышение эффективности в масштабах страны и в той ситуации, в которой страна находится сейчас. Допустим при этом, что в ходе правых стратегий удалось реформировать систему госуправления и, таким образом, свести на нет те причины выхода на тёмные века, о которых шла речь в п. A.5 (стр. 241).

 

Исходные данные

Начать надо с того, что основной постулат для любой компании - максимизировать свои доходы и минимизировать собственные издержки. Вся деятельность компании должна быть максимально рациональна. Никаких лишних расходов, никаких лишних сотрудников. Если работу, которую выполняют два человека, может выполнять один - следует оставить одного, подняв ему зарплату в полтора раза. Это на 25% сокращает расходы компании для выполнения данной работы.

Далее, основными покупателями российских предприятий будут, несомненно, иностранные компании - у российских просто нет сравнимых финансовых средств.

Далее, основой российской экономики является энергосырьевой комплекс, который представляет главный интерес в силу экспортного потенциала. А, скажем, табачные фабрики (которые тоже приобретаются иностранными компаниями) интересны для них как средство извлечения прибылей из внутрироссийского рынка; соответственно, интерес к производствам с низким экспортным потенциалом или без оного будет продолжаться только до тех пор, пока существует платежеспособный спрос на внутреннем рынке.

Таким образом, и после логического завершения приватизации основу экономики России будет составлять энергосырьевой комплекс.

 

Процесс в экономике

В случае осуществления правой стратегии в экономике будет происходить следующий процесс. Предположим, что контрольные пакеты акций Газпрома, РАО ЕЭС, Лукойла и т.д. перешли в руки соответственно Enron'а или Ruhrgas'а в первых двух случаях и в руки какой-нибудь из "семи нефтяных сестер" в последнем. Мало кто сомневается, что управление будет налажено быстро, и управление будет эффективным.

Но эффективность управления, в западном понимании, означает, в частности, недопустимость нынешнего положения, когда энергосырьевые компании фактически кредитуют остальную экономику, прощая ей неплатежи. Неплательщиков станут просто отключать, и никакой президент России не будет в состоянии указать Enron'у не прекращать снабжение электроэнергией Приморья, или приказать British Petroleum'у отпустить горючее для посевной.

Это означает, что по стране в массовом порядке станут останавливаться заводы-неплательщики, работающие на внутренний рынок и имеющие малый экспортный потенциал. Их работники окажутся на улице, перестав получать даже ту зарплату (как легальную, так и "черную"), которую они имеют сейчас. А это практически вся обрабатывающая промышленность страны.

Это означает, в свою очередь, резкое сокращение платежеспособного спроса на внутреннем рынке даже против того уровня, который имеется сейчас. То есть, значительному числу населения станет уже не по карману покупать даже дешевые сигареты "Прима". Соответственно, английская табачная компания Gallaher Group, купившая завод "Лигетт-Дукат" - основной производитель "Примы" - будет сокращать производство, что означает новые увольнения.

В результате этого процесса в России останутся работающими только предприятия с сильным экспортным потенциалом, то есть в основном энергосырьевые.

Может показаться, что мы просто получим сильную безработицу, последствия которой можно будет пригасить путем социальных пособий. На самом деле последствия серьезнее, потому что уровень безработицы достигнет такого количественного уровня, что произойдет качественный переход.

Энергосырьевая отрасль имеет ту особенность, что в ней соотношение между численностью сотрудников и объемом производства гораздо ниже, чем в обрабатывающей. Нефтепровод, по которому перекачивается продукции на сотни миллионов и миллиарды долларов, обслуживают несколько сот человек. Смена на электростанции - несколько десятков человек, а на ГЭС, даже крупнейших, численность персонала измеряется единицами. Например, газоэнергетический концерн "Энрон" при годовом объеме продаж 40 млрд. долларов (в 1999 году; в 2000-м ожидается 50 млрд. долларов) имеет численность 18 000 человек, то есть годовая выработка одного работника - 2.2 млн. долларов продукции. В том же 1999-м году автомобильный концерн "Даймлер-Краслер" при годовом объеме продаж 150 млрд. долларов имел 463.5 тысячи работников, то есть годовая выработка работника - 342 тысячи долларов.

Эти цифры показывают, что энергосырьевая отрасль при одинаковых объемах производства создает примерно в 10 раз меньше рабочих мест, чем обрабатывающая. Подсчеты показывают, что при реализации правой стратегии в энергосырьевой отрасли России и на предприятиях, выполняющих ее заказы (оборудование, научные разработки и т.д.) будет занято в лучшем случае около 5 миллионов человек, если не меньше. Еще 15 миллионов рабочих мест даст сфера обслуживания - торговля, агрокомплекс, силы безопасности и правопорядка, медицина, образование и т.д. (данный расчет сделан исходя из соотношения 3 работника сферы обслуживания на одного работника производственной сферы). В результате получается - в лучшем случае - около 20 миллионов рабочих мест на страну.

Между тем население России - порядка 160 миллионов (было когда-то – Г.В.). За вычетом пенсионеров, инвалидов, даже женщин-домохозяек далеко не пенсионного возраста (которые могут сидеть дома, если у мужа есть работа), останется порядка 40-60 миллионов тех, для кого работы нет и не предвидится.

Таким образом, соотношение между занятыми и пожизненно безработными в лучшем случае составит 1:2 (20 млн. занятых на 40 млн. безработных), в худшем - 1: 3 (20 на 60).

Возникает вопрос - откуда будут брать средства к существованию эти 40-60 миллионов человек и какие процессы пойдут в обществе при таком соотношении работающих и пожизненно безработных. Именно такая ситуация уже сложилась в постсоветских республиках, и то же самое начинает происходить в регионах России, особенно в мелких городах и деревнях, где никакой работы нет и не предвидится.

 

Собственно тёмные

Выше мы показали, что как при продолжении существующей политики, так и при осуществлении целого ряда стратегий (закрытых левых, олигархической и правых) страна в конечном итоге разделится на две категории населения - привилегированное меньшинство, имеющее относительно легальные средства к существованию, и большинство, не имеющее ни средств к существованию, ни надежды их заработать более или менее легальным путем.

Разница только в том, что при закрытых стратегиях формальная возможность легального заработка, возможно, будет сохраняться, однако прожить на такой заработок будет невозможно.

 

Зоны благополучия и хаоса

Процессы, о которых пойдет речь далее, начались уже сейчас, и со сменой поколений будут только убыстряться. Исходное положение следующее.

С одной стороны, Россия является юридически суверенным государством - т.е. ее внутренние проблемы никого, кроме самой России, не касаются. Забота о гражданах страны - дело правительства этой страны.

С другой стороны, экономика не обеспечивает достаточных для всего населения средств к существованию, и население резко делится на относительно обеспеченное меньшинство и совершенно необеспеченное большинство.

 В меньшинство войдут работники сырьевой отрасли, научные и технические сотрудники, работающие над заказами западных компаний (не обязательно сырьевой, разумеется, но и обрабатывающей отрасли).

Постепенно - но довольно медленно - начнут вводиться в строй обрабатывающие предприятия, непосредственно обслуживающие нужды сырьевиков (турбины для перекачки газа, насосы для нефти, трубы, электрогенераторы, провода, изоляторы, разные приборы управления и так далее).

В эту же категорию попадут "крепкие фермеры" и другие производители сельхозпродукции. Их будет не очень много, т.к. платежеспособный спрос на продукты питания окажется ограничен тем меньшинством, которому посчастливится иметь работу.

А параллельно с этим будут идти процессы в среде большинства населения - пожизненно безработных. Содержать такую массу людей на пособия государство не в состоянии.

Получится ситуация, когда основная масса населения вообще не имеет каких-либо легальных средств к существованию, но зато имеет массу свободного времени в сочетании с отсутствием каких-либо обязательств перед своим государством, устроившим им такую жизнь. И эта масса станет жить своей, отдельной жизнью, не обращая на государство никакого внимания.

Кто-то не выдержит тягот - сопьется, сядет на иглу, просто кончит самоубийством, смертью от голода или каким-нибудь другим способом - участием в бессмысленных бунтах, например. Кто-то осядет на землю и станет заниматься натуральным хозяйством.

Кто-то вообще будет перебиваться непонятно как, вроде нынешних бомжей. Не стоит сомневаться, что среди всей этой многомиллионной массы обнаружатся люди, которые найдут в себе силы и энергию, чтобы что-то изменить - для себя лично, разумеется. Для этого у них останется единственный путь - не обращая внимания на государство, создавать структуры для занятия теми видами промыслов, которые в цивилизованном обществе считаются незаконными и запрещены. Эти структуры уже появляются - имеются в виду ОПГ, существующие сегодня практически в каждом поселке. Самое простое - банальное грабежи и разбои. Грабить, естественно, станут тех, у кого есть что взять - т.е. то меньшинство, которое имеет работу и источники существования.

В ответ те, у кого есть работа, начнут стягиваться для проживания в компактные охраняемые районы, в которые не имеет доступа никто извне (прообразы таких районов - всем известные охраняемые дачные элитные поселки).

Дальнейшее очевидно: эскалация насилия. Если кражу из охраняемого поселка в одиночку совершить нельзя - охрана "повяжет" - значит, надо собрать банду, "повязать" саму охрану, и разграбить уже не один дом, но целый поселок. При этом такие банды будут состоять из людей, для которых их собственная жизнь - из-за описанных выше условий существования - не имеет никакой ценности.

Ответные меры также очевидны. Это, с одной стороны, переход от охраны к обороне периметра, а с другой - укрупнение и концентрация охраняемых зон с тем, чтобы дом, работа, учебные заведения, места отдыха и пр. находились в пределах одного оборонительного периметра. Таким образом, страна разделяется на "зоны благополучия", где сохраняются остатки цивилизации и свойственных ей норм взаимоотношений, и "зоны хаоса".

 

Расползание

Уже сейчас в СМИ есть упоминания о преступном промысле российских граждан, например, в Скандинавии (в частности, в Норвегии). Российские "челноки" переходят от закупки товаров в западных универмагах к их кражам, и в Мурманской области крадеными товарами уже торгуют целые магазины.

В случае же рассматриваемых событий речь пойдет не об одиночных кражах, а о регулярных набегах крупных банд из России и СНГ на западные страны - типа того, что провели чеченцы в Дагестане. Сказанное означает, что в результате этих процессов Россия по отношению к остальному миру станет тем, чем Чечня сейчас является для России. Однако Чечня занимает всего 0.08 % территории России и составляет 0.6 % населения. Между тем дестабилизирующее влияние Чечни на Россию хорошо известно. Россия же занимает 14 % территории земного шара (за вычетом Антарктиды) и составляет 3% населения. То есть, Россия по отношению к миру в 175 раз больше по площади и в 5 раз больше по населению, чем Чечня по отношению к России.

Отсюда очевидно, насколько дестабилизирующее влияние "хаосной" России на мир будет сильнее дестабилизирующего влияния "хаосной" Чечни на Россию. Степень дестабилизации трудно себе даже представить. Мы сейчас не будем этим заниматься, укажем только, что количество "зон хаоса" начнет возрастать. Уже сейчас в мире их несколько - кроме Чечни, еще Таджикистан, Афганистан (талибы), Колумбия с ее наркомафией; в эту же сторону стремительно движутся Албания и Косово, не говоря уже о Ливане и других ближневосточных зонах…

Пока что "зоны хаоса" относительно невелики и немногочисленны, и у остального мира хватает сил их локализовывать. Но если в "зону хаоса" превратится Россия, то соотношение сил (по численности населения и по территории) между "зонами стабильности" и "зонами хаоса" резко изменится, и очень скоро процесс поползет и в Европу, и в Азию. Сначала это затронет бывшие республики СССР - им не хватает только толчка, потом страны Восточной Европы, а потом дело дойдет и до собственно Европы.

Примеры расползания "зон хаоса" уже есть. Это расширение ареала обитания талибов в Афганистане и вообще процессы в этом субрегионе. В России это августовские события 1999 года в Дагестане. Кстати говоря, известные сейчас Карамахи и Чабанмахи, где шли основные бои, попали в чеченскую "зону хаоса" задолго до 1999 года, и оставались бы в ней неизвестно сколько, если бы чеченцы не совершили открытый набег на другой район.

Что касается американского континента, то постоянно существующая "зона хаоса" там уже есть - Колумбия. Спорадически обостряются подобные очаги и в других южноамериканских странах - в Мексике, в Никарагуа и пр.

В самих США тоже есть центры кристаллизации будущих "зон хаоса" - негритянские гетто, беднейшие кварталы и пр., куда даже сегодня полиция заходит с большой опаской. В южных штатах, дополнительно - мексиканцы (Техас), кубинцы (Флорида).

Пока во всем мире царит стабильность и действуют нормы цивилизованного общества, население этих зон не рискует открыто игнорировать существующие в этих странах государственные власти. Но что в них начнется, когда перед их глазами будут крупномасштабные примеры нетрудно представить. А когда, например, Мексика попадет в "зону хаоса" и станет эдакой "американской чечней" на южных границах США, то совершенно очевидно, что процесс начнет перехлестывать в тот же Техас (отторгнутый, как известно, от Мексики в середине XIX века), в Калифорнию и другие южные штаты. В лучшем случае американцам удастся остановить волну на своих южных границах или немного дальше к северу, с потерей южных штатов. Но, скорее всего, внутренние проблемы самих США постепенно инициируют по всей их территории те же процессы размежевания мест обитания людей с разным уровнем доходов и создания "зон".

Самое неприятное будет то, что справиться с ситуацией вооруженным путем окажется невозможным. "Косовская тактика" - вынуждение к сдаче путем ударов по системам жизнеобеспечения - не сработает.

Во-первых, не будет самих систем жизнеобеспечения. Если у большинства населения нет работы, то ему нечем платить за свет и газ - соответственно, у них и так нет ни света, ни газа, ни водопровода.

Во-вторых, не будет того главного руководителя, того "милошевича", который отдаст команду прекратить сопротивление - в "зонах хаоса" не будет ни цивилизованного, ни вообще какого-нибудь руководства.

"Чеченская" тактика тоже окажется неприменимой - но уже по другим причинам. Прикинем количество необходимых сил. Для Чечни с ее 14 000 км2 территории потребовалось примерно в 100 тысяч солдат, т.е. по 7 солдат на квадратный километр. Для аналогичной операции в "хаосной" России с ее 17 000 000 км2 территории потребуется в тысячу раз больше военнослужащих - около 120 миллионов, не говоря уже о необходимой технике - самолетах, танках, артиллерии и пр.

Кроме того, результаты силовой акции в Чечне показывают: "зону хаоса" силовыми методами можно только придавить, но не уничтожить. Если силовое давление снимается - хаос восстанавливается. Впрочем, он не исчезает и под силовым давлением - просто приобретает иные формы.

 

Разгар

Таким образом, если события пойдут по рассмотренному выше пути, то в отдаленной перспективе реально прорисовывается перспектива, которая до сих пор считалась вымыслом фантастов.

Процессы, вызываемые объективной необходимостью, приведут мир к фактическому разделению на две части, на совокупность "зон благополучия" и совокупность "зон хаоса". Постоянно будут вестись локальные боевые действия.

Где-то силы "зон благополучия" очистят часть хаосной территории, вытеснив ее население в соседние хаосные области (это нецивилизованно, но в тёмные века о цивилизации речь уже не идет). Где-то силы "зон хаоса" прорвут периметр и поглотят "зону благополучия".

В целом, наше время станет восприниматься так, как в средние века воспринималась античность. Разумеется, за тёмными веками последует эпоха Реставрации (аналог эпохи Возрождения после средневековья), но это уже совсем отдаленная перспектива. Желающие представить, каково будет жить в "новом средневековье", могут посмотреть любой американский боевик о "мрачном будущем" или обратиться, например, к известному отечественному роману "Невозвращенец".

 

Заключение

Нарисованная в настоящем приложении картина настолько неблагоприятна, что человеческий разум, не желая осуществления такой перспективы, отказывается верить в ее реальность и предпочел бы относиться к сказанному как к дешевой фантастике, которой не место в серьезной работе. Во этому поводу мы можем сказать следующее.

Вероятность трагического поворота событий раскрывается перед человечеством не в первый раз. И не в первый раз разум отказывается в них верить. Так было всегда - от пророчеств Касандры до работ академика Моисеева, предсказавшего "ядерную зиму".

Что касается фантастики, то хочется напомнить только одну историю. - Как в 1945 году в Америке вышел фантастический рассказ, описывающий совершенную science fiction - взрыв атомной бомбы.

George Afanassew 2002-10-04; Copyright © 1998, by Mark A. Wicks

 

Дальше

    

 

Сайт создан в системе uCoz